— Сергей Владимирович, на днях сформирован координационный совет оппозиции. Чем теперь собирается заняться руководящий орган протестного движения?
— Надо самоорганизовываться: рождать новую легитимность и объединяться в новые институты, которых еще не существовало. Мое мнение — сейчас главная задача координационного совета состоит в привлечении сторонников в регионах. Если совет засядет в Москве и будет организовывать протестные акции, то он выродится очень быстро.
— Оппозиция активно агитировала за выборы в координационный совет, но в итоге один из лидеров белоленточного движения Илья Пономарев участвовать в работе организации отказался.
— У власти в критические моменты мозги все-таки просыпаются. Они поняли, что это реальная угроза, и надавили на подконтрольные партии. К «Справедливой России» я всегда относился с некоторым предубеждением, а теперь отношусь так к любой легальной партии. На личном опыте я убедился, что сейчас участие любой официальной политической силы в выборах регулируется Кремлем. Видимо, Илье Пономареву просто пригрозили исключением из партии.
— Победителем выборов в координационный совет стал Алексей Навальный. Получается, что теперь он официально главный оппонент Владимира Путина?
— Все разговоры вокруг Навального прежде всего инициирует официальная пропаганда. Внутри протестного движения нет почитания Алексея как некой суперзвезды. Формально же — да, получается, что Навальный теперь наверху.
— В любом случае народу важно видеть лидера протестного движения, и таковым теперь по праву будут считать Навального.
— Хорошо. Пусть Навальный будет лидером в глазах людей, если они в этом нуждаются. Он дал на это согласие, когда решил баллотироваться в координационный совет.
— В день народного единства администрация города не разрешила гражданскому активисту Виктору Корбу провести акцию «Марш регионов». Зачем, по-вашему, людей все равно приглашают на эту несогласованную акцию? Суд и так хочет оштрафовать Корба на 20 тысяч рублей за проведения акции «Стратегии-31». «Марш регионов» может обернуться более крупными штрафами.
— Большой вопрос, как будет оформлена акция 4 ноября, ведь с 12 часов дня в центре будут проводиться народные гуляния. Положения о народных гуляниях нет. Если будут задержанные, то это лишь продемонстрирует в очередной раз глупость власти. И Виктор Корб считает, что протест в подобных формах полезен.
— Все-таки мэрия ведет себя нелогично. Не так давно без проблем прошел в нашем городе более крупный «Марш миллионов».
— Власть не может понять логику оппозиции и потеряла контроль над происходящим. Реакция режима проста: появляется враг, его надо затоптать. А враги теперь будут появляться со всех сторон, и власть будет метаться, пока не закончатся силы.
— 4 ноября на площади Лицкевича вы проводите согласованный антикремниевый митинг. Недавно в интернете вам удалось пообщаться с представителями НПО «Силарус» из группы компаний «Титан», лоббирующей строительство кремниевого завода. Диалог получился конструктивным?
— Представители НПО «Силарус» обвиняют нас в том, что мы не идем на контакт, но они сами не готовы вести открытый разговор, потому что позиции у них в публичном пространстве очень слабые. То, что обещает НПО «Силарус», не существует в природе. Нет еще такой совершенной технологии. Кроме того, сейчас по всему миру закрывают кремниевые заводы из-за нерентабельности. Зачем нам тогда его открывать? Как они собираются конкурировать с китайцами, которые хотят стать монополистами на этом рынке? Научные исследования говорят о том, что сейчас на смену производства поликристаллического кремния приходят другие более эффективные технологии. А цены на кремний падают. Такое впечатление, что НПО «Силарус» не разбирается в тенденциях, но любыми путями хочет получить деньги. Это будут или кредиты, или же выкуп готовой продукции государством. Это хорошо было развито в СССР, когда мы сами у себя покупали ненужную продукцию.
— Зачем же тогда вы протестуете, раз завода все равно не построят?
— За этот проект в конечном счете придется платить нам с вами. Группа компаний «Титан» возьмет для себя кредиты, по которым в конечном счете придется расплачиваться областному бюджету.
— Кажется, губернатора сейчас больше заботит подготовка назначения первым вице-губернатором Юрия Гамбурга, а не планы «Титана» по получению новых кредитов под красивую идею.
— Да, коммунисты в Заксобрании показали зубы. Единороссы думали, что после вступления в союз с ЛДПР у них не будет проблем. Они забыли, что внутри есть противник, который будет их провоцировать.
— Судя по всему, КПРФ подтолкнула Виктора Назарова к использованию старых методов работы его предшественника.
— По сути, по-новому никто и не работал еще. Ни одного акта работы по-новому у Виктора Назарова я не заметил. Кроме, пожалуй, выступлений в прессе. Назаров, как и Леонид Полежаев, не считается с Заксобранием. Если он не смог договориться с депутатами по изменению устава области, то, значит, плохо договаривался.