Партнерство в течение этого года в связи с отменой лицензий должно быть преобразовано в саморегулируемую организацию (СРО) проектировщиков. Об этом корреспонденту «КВ» Алексею ПАНТЕЛЕЕВУ рассказал Юзеф МОСЕНКИС, который возглавляет некоммерческое партнерство, а с 1 января 2009 года руководит еще и собственной проектной организацией – ООО «ЖелдорпроектОмск».
— На каком этапе сейчас находится подготовка к созданию проектной СРО в Омской области?
— Организация некоммерческого партнерства в проектной деятельности – это первая стадия для приобретения в последующем статуса саморегулируемой организации. Сейчас в составе НП «Союз проектировщиков Омской области» значатся 56 организаций – юридических лиц и единственный индивидуальный предприниматель. То есть та проблема, которая изначально многих настораживала, – соберем ли мы необходимых по закону 50 членов – отпала. Мы сейчас перешли в другую стадию, когда самый главный вопрос — финансовый.
Но за это время мы разработали все необходимые стандарты и правила, которые требуются законодательством. Один из центральных документов – это требование к выдаче свидетельств о праве допуска, которые с 1 января 2010 года заменят лицензии. Весь комплект документов подготовлен – это стандарты, документы о контроле, дисциплинарной комиссии и так далее. Сейчас мы готовим все бумаги для отправки в Ростехнадзор в Москву, чтобы они их рассмотрели и приняли решение о внесении нас в реестр СРО и предоставлении нам такого статуса.
— Как решается финансовый вопрос?
— Согласно законодательству у нас должен быть сформирован компенсационный фонд в сумме минимум 7,5 млн рублей. То есть каждый участник проектного СРО независимо от числа сотрудников и размера компании должен внести, как минимум, 150 тысяч рублей, если у него есть договор страхования гражданской ответственности. Без договора страхования эта сумма — полмиллиона рублей. Размеры вступительных и членских взносов разные и назначаются собранием членов некоммерческого партнерства.
Но сейчас платежи за проектные услуги практически прекратились, резко упали объемы работы. У меня была встреча со Сбербанком и Банком ВТБ 24, на которой мы нашли вариант, чтобы эти 150 тысяч рублей можно было получить в кредит физическим лицам и без поручительства, что также сейчас очень важно. Насколько я знаю, несколько проектных организаций в банк ВТБ 24 уже обратились. Что касается договора страхования гражданской ответственности, у каждого есть возможность выбора своего страховщика, но мы рекомендовали две организации – «АльфаСтрахование» и «Военно-Страховую компанию».
В итоге член СРО для возмещения ущерба от своей некачественной работы может рассчитаться, во-первых, за счет договора страхования, который у каждого участника нашего партнерства должен быть заключен на сумму не менее 2 млн рублей. Если же ущерб от брака окажется на сумму свыше 2 млн, придется добавлять собственные средства или деньги из общего компенсационного фонда, который затем нужно будет снова восстановить. Однако в компенсационный фонд на сегодня внесли средства только 11 организаций, а договор страхования пока имеют лишь несколько членов НП.
— Как пришла идея объединиться с проектировщиками из Алтайского края?
— 19 марта к нам почти в полном составе приезжало правление Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов» из Барнаула. Оно объединяет 30 проектных организаций, и необходимых 50 членов для создания СРО у них нет. В этот блок вошли основные проектные организации Алтайского края. Как и в Омске, в Барнауле произошло разделение — группа из небольших организаций и частных архитекторов создала свое НП. А крупные проектировщики решали кого-то привлекать со стороны или с кем-то объединиться.
В итоге они пришли к выводу, что готовы объединиться с нами в одну структуру. Их приглашали и в Москву, но если у нас вступительный взнос в некоммерческое партнерство 20 тысяч рублей, то в Москве – полмиллиона. Кроме того, в столице потребовали от каждой организации иметь на момент вступления не только лицензию, но и систему качества ISO 9000 либо предложили разработать ее за 400 тысяч рублей. Мы такие условия не ставим – эта система качества требуется, если компания намерена выходить на международный рынок проектных работ. 7 апреля у них состоялось общее собрание, и мы получили протокол: барнаульцы единогласно решили объединиться с нами, и теперь организация в широком составе будет иметь уже около 90 членов. Теперь, соответственно, мы должны скорректировать название нашего некоммерческого партнерства и изменить состав правления, то есть включить представителей Барнаула.
— Есть ли в этом объединении плюсы для вас?
— Безусловно, есть. У нас появится более обширное поле деятельности, новые контакты между организациями, расширятся деловые связи. При объединении существенно возрастет и шанс скорейшего формирования минимального компенсационного фонда. Но зато гораздо выше будет ответственность, надо будет выезжать в Алтайский край с проверками и так далее.
— Еще один претендент на регистрацию проектной СРО в Омской области — НП «Гильдия архитекторов и проектировщиков Сибири» во главе с Альбертом КАРИМОВЫМ. Вы имеете с ними контакты?
— Никаких контактов с ними у нас нет, и что происходит у них, я не знаю. В основном это НП объединяет небольшие организации и частных архитекторов. Но именно к нам уже вступили компании известных в Омске архитекторов — Виктора ШЕВЧЕНКО и Олега ФРЕЙДИНА (у каждого из них — авторская архитектурная мастерская), а также Владимир ТЕРЕЩЕНКО и Александр СЕМАХИН. Это хорошо известные в городе специалисты, и мне приятно, что они в составе нашего НП. Хотел бы особо подчеркнуть необоснованность слухов, что в нашей структуре собираются задавить мелкие организации, это совершенно не соответствует нашей позиции. По нашему уставу у всех равные права при принятии решений — институт «Омскгражданпроект», где работают более 700 человек, и малое предприятие с численностью, к примеру, 7 человек имеют по одному голосу, то есть равны. А вот вступительные годовые взносы в СРО у нас намечены разные — минимальные до 10 тысяч рублей для организаций численностью до 10 человек, а далее сумма увеличивается до 75 тысяч рублей в зависимости от численности.
— Какие сроки стоят перед вами по подготовке к регистрации СРО?
— В решении общего собрания отмечено: до 15 мая мы должны собрать все деньги в компенсационный фонд. И до этого же срока необходимо подготовить и заполнить все документы для отправки в Ростехнадзор, чем мы сегодня и занимаемся. Сейчас к нашему объему бумаг добавятся пакеты документов из Барнаула.
— Уже точно известно, что все лицензии со следующего года станут недействительны?
— Однозначно, хотя многие питают какие-то иллюзии, ходят всякие слухи. Это было разъяснено Министерством регионального развития еще в феврале – действие всех выданных лицензий с действием даже вплоть до 2012-13 годов прекращается с 1 января 2010 года.
— Однако в СМИ проходит реклама о продаже готовых фирм с лицензиями на проектирование или строительство, которые якобы действуют до 2013 года.
— Это рассчитано на обывателя, который неграмотен в этих делах. Не может быть подпись президента страны иметь меньшую силу подписи руководителя агентства, который подписывает лицензии. Другое дело, что в Москве не состыковали ряд вопросов. Лицензирование было отменено 1 июля 2008 года, выдачу лицензий прекратили с 1 января 2009 года. Но некоторые организации оформляли лицензии до нового года, им могли бы выдавать их со сроком действия на один год, но предоставили с датой вплоть до 2013 года. Однако суть действия закона это ничуть не меняет.
— С 1 января вы ушли в отставку с поста руководителя института «Омскжелдорпроект», который возглавляли более 30 лет, но зато сейчас руководите собственной фирмой, чем она занимается?
— ООО «ЖелдорпроектОмск» — это специализированная организация, в которой работают чуть более 30 человек. Персонал имеет узкую специализацию – это автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте, хотя имеются лицензии и на другие виды работ. Наша организация функционирует уже шестой год и выполнила ряд крупных заказов. Сейчас в основном мы работаем в контакте и по заказам такого крупного института, как Ленгипротранс в Санкт-Петербурге для нужд Октябрьской железной дороги. Есть и другие заказчики.
— За вами перешел и коллектив из «Омскжелдорпроекта»?
— Нет, здесь трудятся всего несколько человек из института, а, в основном, работает молодежь из ОмГУПС. Некоторые работники Омскжелдорпроекта перешли в другую организацию – проектный центр «Сибпроект». Сюда перешли все основные специалисты из отдела диагностики и реконструкции зданий Омскжелдорпроекта, включая начальника этого отдела. Но я никого не агитировал, а, наоборот, предупреждал: там (в институте «Омскжелдорпроект») при всех сложностях есть ясность и некоторая стабильность, если необходимо, зарплату присылают из Москвы по финансовой заявке. А здесь такую заявку писать некому.
В Сибпроекте сейчас работают 90 человек, он существует уже 9 лет. Среди наиболее заметных объектов, построенных по его проектам, – ТК «Маяк», реконструкция здания для проектной фирмы «ПИРС», автосалон на Левобережье, большой жилой комплекс в Астане и т.д.
— Каковы ваши дальнейшие планы?
— В проектном центре «Сибпроект» сейчас самое мощное подразделение в Омске по вопросам технического обследования зданий и сооружений – это около 30 человек. Я планирую их максимально задействовать для технического обследования объектов и работы на панельных пятиэтажных домах 335-й серии. Сейчас мы нашли новое решение по их усилению и запатентовали его, это резко сокращает стоимость и сроки работ, появляется реальная возможность спасти эти здания. В техническом плане наибольший интерес для меня представляет именно эта работа.