«Культура проявляет бескультурье»
Василий Иванович Синицын пришел на службу в омскую ГАИ в 60-е годы. Тогда обстановка на городских улицах хоть и была не такой, как сейчас, но все же интенсивность движения начала резко расти.
— Работая на нефтезаводе, писал о заводчанах, — рассказывает ветеран, майор в отставке. — Вместе с тем дружил с отделом ГИБДД Советского округа. И как-то обратился туда с просьбой помочь в подготовке статьи. В это время на одной из омских улиц произошла авария, и я сразу же с инспекторами выехал на место. Так появилась статья «Культура проявляет бескультурье». Дело в том, что виновником аварии был работник отрасли культуры.
С тех пор Василий Синицын возглавил подразделение по агитации.
— Тогда через пропаганду была широкая огласка, — продолжает он. — Если человек что-то вытворял на дороге, что приводило к ДТП, то об этом все узнавали. Обязательно в статье указывались фамилия нарушителя и его место работы. И нужно сказать, такой метод имел хорошие результаты — людям элементарно становилось стыдно.
Поэтому 50 лет назад аварий было меньше не только потому, что на дорогах не было большого количества автотранспорта.
Бюст при жизни
А однажды имя Василия Синицына и вовсе прогремело на весь Советский Союз. Ветеран придумал разместить на хозяйственных сумках тематические картинки о безопасности на дорогах.
Отправляясь на Всесоюзное совещание работников ГАИ и транспорта в Краснодарский край, Василий Синицын взял с собой несколько образцов необычной атрибутики.
— Все удивлялись нашим сумкам и фартукам, — улыбаясь, вспоминает ветеран. — Тогда еще нигде такого не было.
Личность нашего героя уникальна еще и тем, что он удостоился памятника при жизни.
— Как-то меня вызвали в УВД и сказали, что я должен встретиться со скульптором. Итогом этой встречи было создание моего бюста, который и по сей день находится в омском музее искусств. Тогда в одной из газет нашего города появилась об этом статья. В это же время в другом издании вышла еще одна публикация под названием «Герой нашего времени». А я тогда еще подумал про себя: «Да какой я герой…»
Автомат вместо жезла
Солдата-срочника Василия Урлапова, имеющего звание мастера спорта по боксу, военачальники сразу приметили в армии. Кандидатура, подходящая для особых заданий. А в Афганистане в то время шла война…
Ничего толком не объяснив, нашего земляка отправили на подготовку в специализированную группу. Позже он узнал, что компания, в которую попал, займется ликвидацией главарей бандформирований. В спецгруппе были всего 20 человек.
В основном боевые офицеры. И трое — четверо новичков. Что предстояло увидеть впереди, Василий Урлапов и представить себе не мог…
— Банды могли располагаться где угодно: иногда в садах, поскольку естественных лесов там не было, иногда в деревнях среди мирных жителей. Войска брали банду в кольцо, после чего для нас открывалось окно. И мы прямиком направлялись к месту дислокации противника. Задача — взять в плен или уничтожить главарей. Ликвидируем одну банду, пару дней отдыхаем — и снова в бой, — вспоминает ветеран.
Захват бандитов, считает мужчина, — настоящая игра со смертью. Руководителей банд всюду сопровождали вооруженные до зубов тело-хранители. Частенько охранниками становились афганские женщины. А они, говорит Василий Урлапов, намного опаснее мужчин. Чувство страха им неведомо. Они были воинственны и бесконечно верны хозяину. Никогда не предавали главаря и почти всегда погибали в боях.
Нередко бандиты пытались покинуть деревню под видом мирных жителей. Василий Урлапов перечисляет хитрости, которые помогали выявлять их.
— Почти у всех на плече были ссадины или синяки — верный признак, что человек часто стреляет. У многих находили следы оружейной смазки на руках или одежде. Мало кому из бандитов удавалось улизнуть от наших солдат, — вспоминает герой.
Василий Григорьевич до сих пор трудится в родной ГИБДД
Штраф — рубль
После войны в Афганистане Василий вернулся в родной Омск и пошел на службу в ГАИ инспектором.
— После всего, что довелось увидеть и пережить, у меня появилось обостренное чувство справедливости, — объясняет Урлапов. — Такое внутреннее ощущение готовности навести порядок там, где его нет. Защитить обиженного и наказать того, кто на самом деле виноват. Почему именно в ГАИ? В те времена эта профессия была очень престижной. А я как раз тогда женился — семью нужно было кормить.
Вскоре молодой инспектор уже знал всех водителей по цвету и марке их автомобилей. Машин-то тогда было во много раз меньше, чем сейчас.
— Если вижу, что едет знакомый красный «Москвичонок», который никогда правил не нарушает, то я спокоен, — вспоминает прежние дежурства Урлапов. — А потом появляются тоже знакомые «Жигули», но их водитель постоянно превышает скорость. Я уже к нему внимательно присматриваюсь. Вообще-то инспектор должен быть хорошим психологом. К водителям нужно относиться индивидуально.
Штраф за нарушение скоростного режима в те годы составлял 3 рубля. Пешеходов за пересечение дороги в неположенном месте наказывали одним рублем. Прямо скажем, штрафы невысокие, но, что удивительно, и хамов на дороге было намного меньше.
Пожилые водители наверняка помнят талон предупреждений, который прилагался к водительскому удостоверению. За каждое нарушение в нем прокалывали отверстия специальным компостером. Когда количество дырочек достигало трех — шофера отправляли на повторный экзамен на знание правил дорожного движения. И это дисциплинировало.
Погоня со стрельбой
Однажды во время дежурства по рации нашему герою сообщили, что в селе Красноярка неизвестные напали на девушку, ограбили магазин и на тракторе направляются в сторону города.
— Я выехал им навстречу, — достает из памяти давно забытый эпизод Василий Урлапов. — Увидел трактор: они ехали на К-700, а я, кажется, на «Жигулях». Перегородил им дорогу, но они не остановились — двигались прямо на меня. В последний момент успел убрать автомобиль на обочину. Доберись они до города, натворили бы много дел. Я пустился в погоню. Достал пистолет и прямо на ходу открыл огонь по колесам трактора. Он остановился. Их было трое, все пьяные.
— Сопротивление оказывали?
— Пытались. Пришлось применить силу, — махнул рукой Василий Григорьевич. — Чуть позже помощь приехала.
Сейчас Урлапов уже не регулирует движение на дорогах и преступников не задерживает. У него другая работа — занимается выдачей предписаний предприятиям, которые не выполняют требования безопасности дорожного движения. По-прежнему трудится по 12 часов в сутки. А дома его ждут жена Альбина и две дочери-близняшки, одна из которых, кстати, тоже сотрудница ГИБДД.
Фото: пресс-служба УГИБДД по Омской области