О чем поет ночная Тара

Давно уже на улицах Тары не бренчат гитары и заунывный голос не тянет нестройно: "А ты опять сегодня не пришла..." Никто уже не нарушает тишину с подругой семиструнной, на смену которой пришел лучший друг тусовочной молодежи – автомобильный сабвуфер: "Опа, ганга стайл!"

Излюбленным местом времяпровождения тарских «гангстеров» и самым опасным ночным заведением нашего города традиционно считается «спортбар». Смена вывески на «5:0 бар» не сыграла особой роли, содержание осталось прежним. Завсегдатаи бара не боятся ни черта, ни дьявола, ни друг друга: мордобой там – неотъемлемая часть культурной программы. Короче, хочешь выпустить пар – прямая дорога в «спортбар». Ну а дальше, как «стрельнет». Для некоторых гостей визит туда заканчивается больничной койкой.

Несмотря на то, что в полицейских сводках «5:0 бар» фигурирует почти еженощно, стражи порядка редко спускаются вниз по лестнице. Парни со сложными лицами, татуированными предплечьями и набитыми кулаками вряд ли проявят гостеприимство перед кокардой, а могут по ней и врезать. Да и перевелись у нас в Таре крутые харизматичные менты.

С наступлением темноты наряд ППС на улицах Тары встретить практически невозможно. Не хочется сглазить, но сумерки тихи и безмятежны. И если выдается теплый недождливый вечерок, народ гуляет парами и стайками. И не только молодежь любуется красивым багряным закатом, пробивающимся сквозь темную листву тополей и лип, — зачастую встречаются и люди пожилого возраста. В сквере Победы можно присесть отдохнуть на лавочке. Но ближе к полуночи округа памятника Воину-Освободителю пустеет. Затишье длится с полчаса, как перед бурей, и даже жуть навевает.

Где-то в начале 1-го часа на площадь стягиваются другие компании. Как правило, на автомобилях, с пивом и чем покрепче. В это время полицейские наряды обходят сквер Победы стороной. Камера видеонаблюдения, установленная на пятиэтажке напротив, не работает с 9 Мая, поэтому бесчинства остаются безнаказанными. Говорят, один раз догуделись до того, что сожгли венок в Вечном огне. Однако никаких данных не сохранилось, и полицейские об этом инциденте умалчивают.

Сегодня тут относительно тихо – два парня с двушкой «Баг-бира». Вполне дружелюбные, никакой агрессии, сосиски не жарят. На вопрос, где взяли пиво после 11-ти, отвечают, что купили раньше. Тогда почему выбрали именно это место?

— Потому что у огня уютно и светло…

От того, что с течением времени и сменой поколений теряется сакральный смысл святынь и мемориалов, никуда не денешься. Человек так устроен: память не растянешь на столетия и не передашь на генетическом уровне. Можно привести массу примеров, когда то, что считалось кощунством, становится явлением обыденным.

— А где водки можно взять сейчас? – задаем провокационный вопрос.

— Говорят, в кафе «Домашняя кухня», что на въезде в Тару. В «стопятнахе», у больницы, кто-то торгует с машины. Да любой таксист тебе водки найдет.

Кафе с уютным названием «Домашняя кухня» возле завода «Кварц» — оазис света в море тьмы. Наш фотограф Катя шутит, что для иллюстрации ночного города вполне подойдет репродукция «Черного квадрата» Малевича.

Водки для нас в кафе не оказалось, продавец посмотрела на меня как на чужого. А вот пиво можно купить и уйти с ним восвояси. На вынос это или нет, черт его знает. В кафе, баре или ресторане спиртное разрешено продавать без временных ограничений. В Омске, говорят, владельцы ночных магазинов, чья выручка напрямую зависела от продажи алкоголя, взяли эту фишку на вооружение. Достаточно выставить пару столиков на площадке перед торговой точкой — и все легально: у нас кафе. Закона же запрещающего выносить приобретенный алкоголь из заведения, еще не придумали.

В 115-м тоже есть свой оазис – остановка напротив поликлиники с круглосуточным ларьком. На остановке несколько молодых людей в явном подпитии. При знакомстве выяснилось, что остановка для них притоном не является, а всего лишь перевалочной базой. Продавец ларька оказалась законопослушной женщиной и заявила, что алкоголем не торгует.

Один из парней разоткровенничался и сообщил, что водку купить можно с машины. Будто иногда стоит на площадке возле поликлиники некая «шестерка», где и можно приобрести ее родимую по «два листа» за бутылку. Сам не раз пользовался услугами, когда «догнаться» надо было. А сегодня вот чего-то ее нет. Наверное, товар кончился.

Нет, что ни говори, а с введением в области закона о запрете торговли алкоголем в ночное время на улицах стало гораздо тише. Очаги пьяного безумия порой, конечно, вспыхивают, но быстро локализуются либо с помощью блюстителей порядка, либо по естественной причине, в связи с прекращением подачи горючего. Навели наконец порядок на территории детского сада № 9, одно время служившей в ночное время приютом для гулящей молодежи. Когда снесли «Леди», кто-то сказал, что у города вырвали печень. Но, я думаю, этот орган нашего города медленно идет на поправку.

Подростки ходят большими стаями, но ближе к полуночи, соблюдая закон, собираются у своих подъездов – поближе к дому. Чтобы полицейские вдруг не замели во время нечаянного рейда. Пиво и энергетики почти не употребляются, молодые парни правильно нацелены на ЗОЖ, вдохновляемые речитативом Миши Маваши, доносящимся из наушников МР3-плееров: «Моя крепость – тело под моей одеждой, моя крепость – вера, любовь и надежда».