Самое удивительное, что многие читатели «НОСа» приняли это совершенно правдивое сообщение за веселый праздничный розыгрыш. И напрасно — наша газета пишет правду и только правду. Пеликаны, как и было обещано, действительно прилетели, только вот птенцов выводить в этом году им оказалось негде. Остров, на котором в прошлые годы гнездились эти редкие красивые птицы, разделил судьбу Атлантиды — значительно повысившейся уровень воды в озере и сильные шторма буквально разорвали его на части, а клочки пеликаньего дома разнесло далеко по Тенису. Об этом и о многом другом мне рассказал орнитолог Виктор Якименко, недавно вернувшийся из пеликаньев краев.
Пеликан не газетная утка
По дороге к «пеликановеду» я решил не тратить зря времени и, ожидая нужный маршрут, провел небольшой блицопрос прямо на остановке. Меня интересовало, знает ли кто-нибудь, что в нашей области на озере Тенис живут пеликаны. С этим же вопросом я приставал и к пассажирам в салоне автобуса. Результаты обескуражили — из 16 опрошенных мной человек 12 ответили, что такого просто не может быть, так как пеликаны — южные птицы, двое послали к матушке и еще дальше, а один молодой гражданин с бритым затылком даже грозился морду начистить, если не перестану прикалываться. Хотя из 16 человек все же нашелся товарищ, заявивший, что пеликаны действительно в Омской области водятся. Правда, он тут же добавил с иронией, что еще у нас по Иртышу плавают крокодилы, а в канализации вообще черепашки-ниндзя живут. Так что, как оказалось, те читатели, что приняли информацию о возвращении пеликанов с юга за первоапрельскую шутку, вовсе не одиноки в своем неведении. Да что там пассажиры автобуса — как выяснилось, о пеликанах на Тенисе до недавнего времени и журналисты не знали. Во всяком случае далеко не все, хотя им-то вроде бы знать обо всех диковинках нашей области по работе положено. По этому поводу не так давно даже конфуз приключился. «Открываю как-то газету, — улыбается Виктор Валерьевич, — а там статья про этих птиц с претензией на сенсацию. И в ней фраза такая: «Большое удивление местных жителей вызвало появление на озере пеликанов». Речь шла о прошлом годе. Да они там уже более десяти лет — какое тут удивление?!»
Чайки и «шишки» — враги № 1
— Кстати, я говорил с егерями по поводу «удивления», — продолжает Якименко, — местные на птиц, можно сказать, вообще никак не реагируют — ни хорошо ни плохо. Оно и к лучшему: меньше любопытных на озере — спокойнее пеликанам. Ведь птица эта пугливая, чуть что — сразу взлетает, а в это время чайки гнезда зорят. Помню, проводили исследования, я сидел в скрадке, фотографировал. Пеликаны меня не видели, все было нормально — и вдруг подлетает моторка с «шишками». Во всяком случае люди в ней были совсем не простые — простые по Тени-су на моторе не ходят. Лодка тормозит, пассажиры выскакивают, начинают глазеть на птиц, снимать их на видео, галдеж подняли. Меня, как я ни прятался, в скрадке обнаружили, давай бегать вокруг, смотреть, кто это там внутри схоронился… Птиц, естественно, на крыло подняли. А в это время чайки на моих глазах дожирали оставшиеся без присмотра пеликаньи кладки. Я выл от злости, а сделать ничего не мог -если б и я еще вылез, птицы вовсе перепугались и чайки бы полностью уничтожили все их потомство…
Птицы рыбаков не объедят
— А вот охотники пеликанов не обижают, — говорит орнитолог, — во всяком случае, мне неизвестно, чтобы кто-нибудь по ним из ружья стрелял. Хотя поначалу местные жители отнеслись к «залетным гостям» настороженно — опять-таки спасибо средствам массовой информации. Напугали народ, что каждый пеликан в день по нескольку десятков килограммов рыбы съедает — вот люди и беспокоились, что скоро им в Тенисе ловить нечего станет. Полная чушь! За сезон пара птиц с птенцами съест не более тонны рыбы — и это с мая по конец сентября, когда они улетают на юг. То есть на всю колонию из 30 птиц выйдет не более 30 тонн — для Тениса это вообще ничто. Да и едят они в основном лишь мелкого карася. По заказу французских ученых я специально проводил изучение объектов питания пеликанов — кроме карасей, омские птицы ничего не едят.
Впереди планеты всей
Колония на Тенисе достойна Книги рекордов Гиннесса, и неспроста — обычно кудрявые пеликаны гнездятся намного южнее. Центральный и Южный Казахстан, Каспий, Причерноморье — вот привычные места обитания этих птиц. Плюс группа озер на границе Курганской области. Но в последней трети прошлого века пеликаны стали продвигаться на север и добрались до наших краев. Хотя их у нас и немного — всего лишь несколько десятков, зато, как выразился Виктор Валерьевич, «мы самая северная колония пеликанов — в Сибири, в России и даже в мире». Правда, впереди планеты всей мы оказались совсем недавно — первые сообщения о залете пеликанов на Тенис появились лишь в семидесятых годах. Но это были, так сказать, «первые ласточки». Или разведчики, поскольку залетать-то они к нам залетали, но лишь для ознакомления, словно жильцы, подыскивающие себе квартиру в новом районе. И, похоже, наконец подыскали — в 1984 году эти птицы с мешком под клювом загнездились на озере Тенис Омской области.
Катастрофа
С тех пор эти птицы, как пишут в сказках, «жили дружно и счастливо» на просторах Тениса вплоть до этого года. Сейчас же над колонией нависла большая угроза, пострашнее чаек и случайных зевак. Все началось с того, что озеро решили зарыбить и выпустить в него мальков ценных пород — карпа, толстолобика и даже пеляди. А чтобы они не погибли зимой от замора, в устье реки Оши, вытекающей из этого озера, построили дамбу. В итоге уровень воды в Тенисе поднялся почти на метр — такого, по словам орнитолога, не было с 1982 года. Вода поднялась, и пеликаний остров попросту… всплыл. Потому что на самом деле это вовсе не остров в привычном смысле этого слова, а просто тростниковое займище — лабза. Корни, отмирающий тростник — все это переплетается между собой, и образуется плотная дерновина, способная выдержать не только пеликана, но даже человеческий вес. Поднявшейся водой остров сковырнуло со дна, а бушевавшими в этом году штормами его разорвало на части и разбросало по озеру — и пеликаны лишились дома. И еще охраны — ведь этот кусок лабзы, где пеликаны гнездились, был объявлен памятником природы под названием Пеликаний остров. Теперь острова нет, значит, нет и памятника — а пеликаны-то остались и никуда не делись…
Все концы в огонь
— Пеликаны сейчас лишились дома, — невесело улыбается Виктор Валерьевич, — а наш «дом» разграбили еще четыре года назад. Раньше на Тенисе с середины 70-х годов стояла полевая лаборатория института, которую в отсутствие ученых охраняли местные сторожа. Но в 1997 году все они внезапно куда-то исчезли, никого не предупредив о своем отъезде, и лабораторию тут же разворовали до самого основания. А потом, когда милиция стала расследовать что к чему, кто-то поджег то, что осталось, — и концов теперь не найти.
Прогноз на жизнь
— В том году на Тенисе работали специалисты из Москвы и Германии, — говорит на прощание Виктор Валерьевич. — Они насчитали порядка 25 гнезд кудрявого пеликана и вроде бы видели его ближайшего родственника — пеликана розового. Та гнездовая группа базировалась в южной части озера, но теперь ее уже не существует — пеликаний остров разрушен. В этом году я сам выезжал на Тенис и видел две группы птиц по 13 и 19 штук. Несмотря на гибель пеликаньего дома, часть птиц все же села на гнезда, правда, уже в другом месте, недалеко от охотбазы Тенис-1. Сколько их там, точно не знаю — из-за сильных штормов выяснить это не удалось. Но проблема не в этом, проблема в том, чтобы пеликаны вообще не исчезли с Тениса. В этом году они, скорее всего, не покинут озеро — оно для них благоприятно в кормовом и защитном плане. Однако если еще года три птицы не смогут без помех выводить птенцов — по любой причине, они все же снимутся и улетят навсегда…