Доверие в квадрате

Прошло то время, когда потребитель хватал "дефицит", не задумываясь особо о качестве. С одной стороны, у него просто выбора не было, с другой - считалось, что все советские предприятия выпускают продукцию в строгом соответствии с ГОСТами. Импортный же товар, закупаемый под контролем министерств и ведомств, считался высококачественным "по умолчанию".

Как же теперь разобраться в море товаров и услуг, на что ориентироваться даже — и особенно — квалифицированному потребителю? Каждый день мы выбираем: какую сметану купить, в какое кафе пойти с семьей, какой компьютер купить, где лечиться, учиться и т.д. Да и предприятиям нужно как-то обозначить себя на рынке, отделить свой качественный товар от вроде бы такого же, но сделанного кое-как. Не каждый может позволить себе вкладывать миллионы и миллионы в рекламу, эффект от которой не стопроцентный. К тому же, товары из рекламы сливаются в глазах зрителя ничуть не хуже, чем на полках магазинов.

В Омской области уже не раз придумывали какие-то значки для выделения качественной продукции и услуг местных компаний и предпринимателей. Но после очередного скандала, как было с сыром «косичка» или с обнаружением ртути в ряженке, потребитель начинает задумываться: а много ли значат все эти наклейки и медали? Кстати, после такого еще крепче должны задуматься производители, чтобы доказать свою надежность и деловую добропорядочность. Знал бы, где упасть — давно бы побежал на добровольную сертификацию. И тогда не пришлось бы заказывать гораздо более дорогие экспертизы, водить пресс-туры по предприятию, разбираться с правоохранителями, судиться с недовольными потребителями. И еще неизвестно, поможет ли это смыть пятна с репутации.

Сертификат нужен не для самоуспокоения, хотя знак соответствия РСТ, ISO или какой-то другой, действительно, повышает авторитет в глазах потребителя, демонстрируя надежность компании. Но главное — сама процедура помогает менеджменту предприятия выявить узкие места, обезопасить всю технологическую цепочку от непредсказуемости «человеческого фактора» — случайной или злокозненной. «Единый Стандарт» — это не пренебрежение модника штанами с конвейера. Это свидетельство качества продукции, услуги, управления, организации производства.

Надо признать, что ориентирование на рынке сертификации ничуть не проще, чем в других отраслях. Так что вполне закономерным становится вопрос:
«Каковы преимущества вашей системы сертификации над многими аналогичными системами?» Особенно, это актуально сейчас, когда система сертификации, не успев окончательно сложиться, уже трансформируется и реформируется.

На курсах по фондовому рынку любят рассказывать про успешных неквалифицированных инвесторов, которые выбирали акции по каким-то совершенно простым приметам: качеству бумаги для уведомлений о собраниях, смене машин директоров, поведению персонала магазинов и т.п. При выборе центра сертификации тоже стоит руководствоваться практическими доводами. В первую очередь — посмотреть на список клиентов. Много ли среди прошедших эту процедуру компаний, которые вы знаете по собственному потребительскому опыту? Все остальное — эксперты, используемые методики, стандарты, амбиции, планы, членство в ассоциациях, включение в реестры, инструментарий — тоже важно. Но главный принцип — доверие тех, кому доверяете вы сами. Доверие в квадрате.