Причина — объявленное руководством массовое сокращение на предприятии. На пикете затрагивались и другие проблемные темы. Как оказалось, рабочие не получают никаких добавок за вредность, что уж говорить о премиальных. На пикете присутствовало около 100 человек, в том числе работники других предприятий города, комсомольцы.
Рабочие завода выстроились на площади с плакатами: «Металлургия не нужна?», «Танки сами не делаются, танки делают люди, не будет людей, не будет танков», «Кадры — главный резерв страны!», «Рабочий — человек, с его мнением надо считаться!», «Необходим диалог, а не давление на рабочих!», «Требуем переговоров, а не приказов!»
Где находятся склады, на которых якобы содержится наша продукция? — возмущается рабочая завода Ирина Черепанова, — нам говорят, что все склады переполнены, что нет рынков сбыта из-за кризиса. Но мы-то знаем, что это не так. Наша зарплата не повышалась в этом году. Раньше рабочие нашего завода получали 10 тысяч, их не выгоняли работать в ночь, сейчас добавили часов — мы работаем теперь до 12 часов в сутки, а зарплата всего 11 тысяч.
Рабочие не знают, ожидать ли им каких-либо выплат или гарантий после сокращения, не знают и размера заработной платы на шинном заводе, куда их обещают трудоустроить после переобучения. Накануне пикета руководство завода заявило о готовности принять новые кадры с бесплатным переобучением — это станочники, токари, фрезеровщики, слесари. Предстоящая оптимизация литейного производства, по официальному заявлению руководства «Омсктрансмаша», связана со снижением спроса и заказов в смежных отраслях на продукцию гражданского назначения.
Вот мужчине у нас остался год до пенсии, какое ему переобучение? — возмущается рабочий Алексей Аристов. — Ему даже доработать этот год не дают.
Сначала говорили, что сократят до 500 человек по двум цехам, теперь ходит слух, что по всему заводу, — пожимает плечами слесарь-ремонтник 102-го цеха Павел. — Рабочие и завод, которыми в советское время гордились, больше не нужны.
Причины падения зарплат и массового сокращения для работников «Омсктрансмаша» остаются тайной. Последний раз директор обращался к коллективу напрямую три года назад. Тогда на собрании двух цехов выступали руководители и обещали, что на заводе повысится зарплата. С тех пор — тишина. Между администрацией и рабочими за эти годы вырос непреодолимый барьер. По словам рабочих, в этом году зарплата упала практически у всех рабочих, а у администрации подскочила. Опять же, без объяснений со стороны руководства.
— От дирекции мы выслушиваем только замечания — вот и весь диалог, — говорит рабочий Сергей Черепанов. — От нас прячутся за модными ныне словами «оптимизация», «кризис». Однако когда доход уменьшается вполовину (у всех нас семьи), поневоле чувствуешь, что что-то не так в государстве.
По окончанию пикета принята резолюция, которая выслана руководству ОАО «Омсктрансмаш», корпорации «УралВагонЗавод», мэру города Омска, правительству Омской области, правительству РФ, президенту РФ.
Заводской комитет принял решение провести собрание, на нем обсудить предложенные условия и начать еще раз переговоры с работодателем, который, вполне вероятно, на них пойдет. Во всяком случае, так думают сами рабочие.