КАК ПОБЕДА СТАЛА ДВИГАТЕЛЕМ ТОРГОВЛИ

Любой праздник в обществе потребления - это возможность что-то продавать. Но в России так и не поняли, что для этого категорически не подходит День Победы

Любые маркетинговые акции, использующие образы войны и Победы, выглядят пошло и никак иначе.

Вряд ли кто-то переплюнул компанию «Той Той Коммуналь сервис», которая еще в 2008 году украсила георгиевскими лентами городские биотуалеты. Но каждый год оранжево-черным свои бутылки украшают, например, производители алкогольных напитков. Этой весной в оранжево-черных лентах в том числе водка «Русский стандарт». Компания ВЁДК, которой принадлежит бренд «Путинка», чтобы не задеть ничьи чувства, обошлась без ленточек и бутафорских орденов, но обозначила, что продукт праздничный: «К юбилею Победы. 1945-2015». Накануне 70-летия Победы в магазинах появились крабовые палочки «Доблестные» (производства компании «Альбатрос Си Фуд») — в оранжево-красной упаковке. Георгиевские ленточки кладут даже в наборы пластиковой посуды для пикников, по интернету гуляют невероятные подборки «победных» товаров и элементов дизайна торговых площадей. Тут туалетная бумага «Партизанская», влажные гигиенические салфетки с орденом Славы, фарш «Домашний», обернутый георгиевской лентой, тапочки-вьетнамки с ней же, рекламный щит мастер-класса по декорированию пилоток. В самых диких сочетаниях, и ведь чаще всего это муниципальные власти торговцев заставили, — символы и лозунги Великой Отечественной красуются на магазине мужской одежды из Германии, на овощных ларьках. «В честь Дня Победы -ликвидация немецких кроватей. Ура! Ура! Ура» — ведь написали и думают, что смешно. У георгиевской ленты в этом году юбилей. Десять лет назад ее «назначило» символом Победы «РИА Новости» (на лентах печатали адрес сайта 9may.ru, который агентство запустило к 60-летию окончания войны). В первый год проведения акции организаторы распространили 800 тыс. ленточек, в 2006 году — 4 млн, в 2007-м — уже более 10 млн. В 2007 году оранжево-черными бантами лацканы своих пиджаков впервые украсили Владимир Путин и Дмитрий Медведев — с тех пор вести подсчеты бессмысленно.

Но саму ленту все реже можно встретить у бесплатно раздающих ее волонтеров, все чаще — у продавцов. Недавно во Владимирской области запретили продавать георгиевские ленточки в киосках Роспечати. «Мы за десять рублей их продавали — это совершенно некоммерческий проект»,-оправдывалось руководство регионального представительства агентства. Компания «Русковрик» продает нарезанные ленточки по цене 2-3 рубля за штуку (в рулоне — дешевле: 5 рублей за 100 м ленты). Накануне праздника в центре Москвы появились нарядные павильоны компании «Сердца России», которая называет себя лидером рынка одежды и аксессуаров с патриотической символикой (ее магазины расположены в ГУМе и еще нескольких торговых центрах). К 70-летию Победы выпущена специальная серия футболок (около 1,5 тыс. рублей) и чехлов для айфона (899 рублей). Другие «патриотические» сюжеты у «Сердец России» уже за гранью: шагают Путин и Лавров, а за ними — Капитолийский холм в огне пожара (фон скопировали с постера к фильму «Штурм Белого дома» Роланда Эммериха).

Холдинг «Афанасий» делает свой вклад: «Каждая проданная бутылка нашей продукции приносит в казну 15,5 рубля, а 5 рублей мы вкладываем в народную дружину, которая обеспечивает порядок в наших городах» — это с бутылки пива «Афанасий».