Грязные методы применяли ещё в каменном веке. Тюкнул всех недовольных дубинкой по темечку — и стал вождём племени. В наше время предпочитают более тонкие способы воздействия на мозги избирателей. О некоторых из них рассказал психолог, консультант по предвыборным кампаниям Валерий БАБИКОВ.
Технология вируса
Или попросту слухи, которые распускаются с помощью интернета. Именно с них начинаются многие предвыборные кампании. Причем даже в Госдуму.
Можно, к примеру, обвинить конкурента в гомосексуализме. Именно так однажды и поступили с известным в стране человеком. В один отнюдь не прекрасный для кандидата момент в Сети появилось письмо, в котором геи публично признались в любви к «дорогому Серёженьке». Весть об этом облетела страну в считанные часы. Надо ли говорить, что бедный «Серёженька» так и не стал депутатом?
Намёки
Ворье в народе не любят, и этим тоже могут воспользоваться по-литтехнологи. К примеру, во время очередных выборов на улицах расклеили фотографии шикарного особняка, принадлежавшего одному из потенциальных лидеров предвыборной гонки. Многие сразу решили, что честным трудом на такие хоромы не заработаешь, и отдали свои голоса более честному, как они думали, кандидату. Тому, чьи консультанты и организовали подобное «селфи».
Позже, естественно, выяснилось, что дом на фото принадлежал вовсе не проигравшему. Но к тому времени выборы уже завершились, а после драки кулаками не машут.
Звонки
Ночью хочется спать, а не беседовать с агитаторами. Но именно по ночам в квартирах избирателей раздавались звонки. Тем, кто снимал трубку, советовали голосовать за одного из кандидатов на губернаторский пост. На следующую ночь все повторялось опять, а позже еще и еще. Понятно, что бедолаги, не высыпавшиеся несколько дней, голосовали против этого кандидата. Более того, они убедили родных и знакомых поступить точно так же. Чего, собственно говоря, и добивались звонившие.
Портреты
В арсенале политтехнологов немало изощренных приемов. Один из них рассчитан на автолюбителей, которые паркуют своих железных коней во дворе. По ночам на лобовые стекла этих машин неизвестные наклеивали липкую пленку с портретом конкурента на выборах. Чтобы отодрать этот лик, нужно не менее часа. Все это время перед взбешенным владельцем машины маячит физиономия ненавистного кандидата. Стоит ли удивляться, что эти водители уже никогда в жизни не отдадут ему свои голоса?
Листовки
С ними тоже можно проделать немало забавного. К примеру, один кандидат пёр к победе как танк, а перед самыми выборами вдруг отказался от дальнейшей борьбы за мандат. Во всяком случае, так было написано в листовке, распространяемой от его имени. А позже в теледебатах этот же человек опять заявил, что до последнего будет биться за депутатское кресло. Тех, кто меняет свое мнение как перчатки, люди не уважают. Вот и этого кандидата прокатили на выборах. Избиратели просто не знали, что листовки с отказом распространяли политтехнологи его конкурента.
Курьёз
Говорят, что и на старуху бывает проруха. Политтехнологи -не исключение. К примеру, некая партия однажды решила увешать своими предвыборными листовками лифты. Политики не учли, что люди эти кабинки порою используют не по назначению. Зашла, скажем, бабушка в лифт, а там кто-то нагадил. «Да что же это за негодяи?!» — восклицает она. Ответ находится перед ней на листовке: такая-то партия. Название партии женщина точно запомнит, но вот имидж у этих политиков будет, м-м-м, с запашком. На выборах им однозначно не выиграть.