ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО БАЛАЛАЙКА

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО БАЛАЛАЙКА

По мнению Омского виртуоза, этому инструменту подвластно все — от народных песен до мировой классики

Его называют блестящим интерпретатором и виртуозом. Ему рукоплескали в Венгрии, Швейцарии, Египте, Японии, Китае. Его игра завораживает. В этом слушатели могли убедиться на юбилейном концерте заслуженного артиста России Виктора Шурыгина, посвященного шестидесятилетию мастера.

Увлечение балалайкой произошло совершенно случайно. Виктору было одиннадцать, когда в школу в Хабаровске, где он учился, пришел человек и пригласил ребят на занятия в русский народный оркестр.

В Дом культуры из разных школ пришло человек сто, — рассказывает Виктор Павлович, — нам показали инструменты и сказали: «Берите любой, какой вам нравится». Я по наитию, что ли, взял балалайку-приму.

Тогда, в 60-е, народные инструменты и,

естественно, ансамбли, были очень востребованы. Виктор окончил музыкальную школу, училище. Потом была учеба в Новосибирской консерватории им. Глинки. А на пятом курсе состоялся первый сольный концерт музыканта Виктора Шурыгина. После чего его пригласили на работу в оркестр Новосибирского радио и телевидения.

Это был один из лучших оркестров России, — вспоминает Виктор Павлович.

В наш город Шурыгины переехали по семейным обстоятельствам. В Омскую филармонию он был принят в 1986-м. Почти за четверть века работы он вместе с коллегами создал десятки интереснейших программ, дал сотни концертов. Много лет работал с баянистом Сергеем Чупахиным, затем с Леонидом Шарохой и коллективом «Родник», с баянистом Александром Кузнецовым. Играл зарубежную классику, советскую музыку, народные обработки, изъездил вдоль и поперек всю Омскую область. Но при этом мечтал попробовать, как будет звучать его балалайка с гитарой. А шесть лет назад произошла встреча Шурыгина с гитаристом Константином Беляковым. Дуэт сложился, и сегодня Шурыгин и Беляков успешно выступают с различными программами.

Виктор Павлович любит экспериментировать. Ему интересно, как звучит балалайка с органом и клавесином, с симфоническим оркестром.

Жаль, что сегодня дети не идут учиться игре на балалайке, — сетует музыкант. — Нет пропаганды народных музыкальных инструментов. Все забил шоу-бизнес. А ведь балалайка — это символ музыкальной России.
Увы, сегодня и саму балалайку в магазине не купишь. Фабрики делают их только по заказу. А вот Виктору Павловичу с инструментом по-настоящему повезло. Несколько лет назад позвонил однокашник, которому из Ташкента прислали балалайку. Оказалось, очень редкая — мастера двора его Императорского Величества Федора Посербского. Инструменту 123 года. Диапазон возможностей инструмента практически не ограничен — играть можно все: от классики до музыки советских композиторов. Но все же, как считает Виктор Павлович, балалайка, прежде всего, создана для народной музыки.

Мечта моя, чтобы это было востребовано, чтобы дети учились игре на балалайке. И тогда Россия не умрет, — считает музыкант.