НЕ СТРЕЛЯЙТЕ, МУЖИКИ
И это только установленные факты. Можно только догадываться, сколько животных было еще ухлопано — ведь у каждой сосенки по егерю не поставишь… Лосей убили в Муромцевском, Большеуковском районах и близ города Калачинска. Одиннадцать косуль застрелили в Называевском, четырех — в Муромцевском районах, остальных расстреляли *там-сям поштучно. Промышляют браконьерством в основном сельские жители и «крутые» омичи на джипах. Одни ради денег, другие -ради извращенного удовольствия подстрелить тварь беззащитную. Впрочем, житель города Калачинска убил лося тоже удовольствия ради. Ехал на рыбалку, но ружьишко с собой на всякий случай прихватил, хотя, когда сезон охоты закрыт, ружье брать не полагается. Лось имел несчастье выбежать на дорогу и был убит. Его подстрелили просто так, даже мясо не взяли. Браконьер решил, что целая туша ему ни к чему, отрезал две задние ноги на жаркое и дальше поехал. Другой лесной гигант лось-бык попался в специально расставленные на него петли в районе речки Рахтовки. На водопой животное шло… Несколько раз с мясом косули и лося браконьеров задерживали на автостраде — они тщетно пытались выдать его за говядину.
На отстрел каждого зверя, даже в сезон охоты, нужна именная лицензия, выдаваемая охотнику Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Омской области. В лицензии указывается вид животного и разрешенное к отстрелу число. Потом лицензия должна быть возвращена в управление. Но эти правила, случается, нарушаются. Всего же за полгода выявлено 248 нарушений правил охоты, считая и всякие мелкие огрехи. Наибольшее количество нарушений было в Называевском, Большереченском, Муромцевском и Знаменском районах. Но как сообщили нам в Госохотнадзоре, в авангарде эти районы не потому, что только их облюбовали нарушители, просто местные егеря хорошо работают.
А егерская работа зачастую идиллии гармонии с природой лишена напрочь. Все больше с браконьерами ПРИХОДИТСЯ общаться. Причем не на равных. У них и техника лучше, и ружья. Джипы и снегоходы дают сто очков вперед не только длинноногим косулям, но и егерской технике. Но это только полбеды. Зачастую на браконьерстве попадаются люди богатые и влиятельные. И на «зарвавшегося» егеря могут запросто и ружье наставить, и сено подпалить, и детей застращать. Нередко последними мелкими напастями травят егерей попавшиеся с незаконной добычей односельчане.
На территории Омской области пока, слава Богу, обходилось без кровопролитий, но в цепом по России в прошлом году при исполнении служебных обязанностей погибли четверо егерей, восемь человек получили ранения, двое погибли уже весной этого года.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
По фактам нарушений правил охоты Госохотнадзором Омской области на виновных наложены штрафы на сумму 13 тысяч рублей, произведены административные взыскания, изъято 29 ружей. По фактам незаконной добычи животных в природоохранную прокуратуру передано 7 материалов для привлечения к уголовной ответственности 11 человек.
Это те, кого егеря сумели взять с поличным, тут же на месте, в лесу, примостившись, скажем, на капоте машины, составили протокол по всей форме и заполучили под ним подпись виновного… — вот такой строгий порядок. Если что упустишь впопыхах, добиться потом правды, как говорят охотоведы, будет трудно.
Дальнейшее зависит от решения суда. Но, как считают сотрудники Госохотнадзора, оно обычно бывает чрезмерно мягким. Как правило, браконьеры отделываются штрафом или условным сроком и поэтому не очень-то боятся наказания. Последний яркий тому пример — один из участников прошлогоднего нашумевшего дела об отстреле 24 косуль попался и в этом году. Снова на косулях. Какое наказание ждет его на этот раз, пока неизвестно.
За ущерб, нанесенный Госохотфонду области, на виновных наложены иски на сумму 79,5 тысячи рублей. Конфисковано незаконно добытых животных на сумму 9 тысяч рублей. Штраф и материальная компенсация взимается с виновного независимо от решения суда.
Но парадокс — нередко браконьеру удается компенсировать свои затраты. Депо в том, что Госохотнадзор зачастую не имеет возможности изымать и где-то хранить мясо убитых животных. Поэтому с браконьера берут штраф (несколько минимальных зарплат) и высчитанную по принятым государственным таксам стоимость животного, а мясо оставляют. К примеру, убитый лось-бык по принятым расценкам может быть оценен в 7750 рублей. Надо полагать, что получит за него браконьер гораздо больше. В таком лосе веса может быть до 200 килограммов и больше, а даже пресловутая говядина на рынке сейчас стоит в среднем 80 рублей за килограмм.
РЫБЬЯ ОХОТА
Не меньшему, а то и большему истреблению подвергается рыба. Только за два нерестовых для рыбы месяца (конец апреля — середина июня) Государственной инспекцией рыбоохраны было выявлено более 500 случаев браконьерства. А скольких за руку не поймали, и сколько рыбаков-браконьеров продолжают бесчинствовать…
Если число охотоведов во всех охотничьих хозяйствах области еще можно считать более-менее достаточным, чтобы обеспечить животному миру сносную жизнь, то об инспекторах рыбоохраны этого не скажешь. Их всего одиннадцать — столько ставок предусмотрено Москвой. Из-за малочисленности сотрудники Государственной инспекции рыбоохраны вынуждены работать только в нескольких районах области, где есть крупные промысловые озера и протекает Иртыш. На большинстве же небольших водоемов, тоже богатых рыбой, хозяйствуют браконьеры. Браконьером считается каждый, кто занимается ловом рыбы в запрещенное время, в запрещенном месте или запрещенными методами. Любительская рыбалка предполагает лов на удочку и разрешает ставить две стандартные сети. Все остальное — вне закона. Этим «всем остальным» рыбные браконьеры начинают пользоваться все чаще, подвергая истреблению целые озера. Куда уж там динамиту.. Электроудочку в воду — и вся имеющаяся в водоеме рыба всплывает в радиусе нескольких метров -выбирай сачком любую. Ставят сети длиной до километра, перетяги с остро наточенными крючками. Приспособлений масса, и пользуются ими довольно широко и безнаказанно. Более-менее защищена ценная морская и речная рыба (например, осетр, стерлядь, карп, щука). Нарушителю, пойманному с ней, предъявляется внушительный иск. На озерную же рыбу государственные тарифы не установлены, и браконьеру, вылавливающему карасей мешками, ничего, кроме символического штрафа в 50 рублей, не грозит.
В старину люди охотились, чтобы жить. И по сути охота, рыбалка -занятия очень честные. Либо ты зверя, либо зверь тебя. Теперь эта гармония все чаще нарушается -слишком неравны условия…