АНТИГЛОБАЛИСТЫ ИДУТ ПОРОЗНЬ, НАША МОЛОДЕЖЬ — ВМЕСТЕ

Генуэзский саммит прошел успешно. Лидеры стран "большой восьмерки" чинно и благородно обсуждали мировые проблемы

Владимир Путин еще теснее сошелся с Дж. Бушем-младшим, нарушений протокольного церемониала не наблюдалось. Казалось, что руководители супердержав даже не заметили крупномасштабных беспорядков, сотрясавших улицы Генуи в нескольких сотнях метров от тщательно охраняемой карабинерами «красной» VIP-зоны. Высший дипломатический шик — убежденно доказывать окружающим, что все в полном порядке, даже если десятки голых задов демонстративно направлены в твою сторону…

А просочившиеся всеми возможными путями в Италию антиглобалисты не только обнажали ягодичные мышцы в адрес главных президентов планеты, но и разбивали витрины магазинов, поджигали автомобили, забрасывали камнями стражей порядка. Погром протеста — занятие веселое, шумное и идейно-содержательное. Одно дело -подраться с приятелем на пьянке, и совсем другое -заполучить фингал из-за несогласия с глобализацией мировой экономики.

Отношение россиян к шумным эскападам буржуйской молодежи точно такое же, как в далекие шестидесятые. Тогда разогретые маоистскими идеями леваки буйствовали по всей Европе, требуя прекращения войны во Вьетнаме, мировой революции и свободы в святом деле распространения наркотиков. Официальная советская пропаганда относилась к подобным выступлениям снисходительно-сдержанно: вроде как и по делу молодежь бунтует, но многочисленные портреты Че Гевары и Мао Цзэдуна портили картину шумных демонстраций (вот если бы над колоннами демонстрантов гордо реяли изображения Брежнева и Суслова, тогда другое дело). Замороченный же пятилетними планами рабочий класс в Сибири только сплевывал сквозь зубы и авторитетно припечатывал: «С жиру бесятся!».

Ну, в общем, так оно и было. Лучшим подтверждением тому стали сами повзрослевшие участники классовых боев, подстригшиеся, сбрившие бороды и ушедшие в риэлтеры и программисты. Правда, некоторые закончили свою политическую карьеру в качестве боевиков «красных бригад», но это, скорее, исключение, подтверждающее общее правило.

Тем не менее в 1973 году американцы ушли из Вьетнама, чуть позже случилась обширная легализация легких наркотиков и однополых браков. «Все на свете было не зря, не напрасно было…»

С тех пор на планете много чего хорошего и не очень произошло: Афганистан, СПИД, финиш «холодной войны», Международный валютный фонд, озоновые дыры, Интернет. Опять же подросло «поколение «пепси», озабоченное несправедливостью мирового устройства. Так появились антиглобалисты, достойные продолжатели бунтарских традиций их отцов — Кена Кизи, Арни Шварценеггера и Билли Гейтса.

Чего хотят нью-революционеры? Всего подряд: чтобы отменить капитализм, СПИД и туберкулез, чтобы слаборазвитым странам простили их долги, чтобы прекратилось производство фреоносодержащих агрегатов, чтобы не было войны и чтобы сгорели синим пламенем Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация. Такая вкратце программа действий.

Кто только под успешным брендом «антиглобализма» не обретается — тут тебе и убеленные сединами поклонники Мао, и сопливые анархисты, и бритые нацисты, и экстравагантные экологи, и молодящиеся профбоссы. Глобальная экстремальная тусовка для любителей автостопа, марихуаны и всеобщей справедливости.

Естественно, не обходится и без откровенных провокаторов — любое революционное движение должно иметь своих азефов и гапонов. Естественно, существует и финансовый подогрев от заинтересованных правительств и корпораций. Естественно, в эпоху Интернета координация массовых акций протеста — плевое дело. Естественно, при этом должны быть кровавые враги и павшие в боях герои. Можно предположить, что на свежей могиле погибшего в Генуе идейного экстремала его товарищи уже поклялись отомстить на ближайшем саммите. Вот только кому? Вряд ли молодые канадские полицейские (следующая встреча «восьмерки» должна состояться в Канаде) виновны в генуэзской трагедии…

Как бы то ни было, но сегодня антиглобализм — это свежо, остро и модно. Молодые люди на Западе вновь увлечены экстремальной политикой. Магия паролей, преследования, явочных квартир вовлекает все новых и новых сторонников в дело справедливой борьбы за лучшее будущее. Миру придется смириться с этим на несколько ближайших лет. Потом, вероятно, опять станет модно получать престижное университетское образование и с младости учиться капитализму. Но это когда еще будет. А пока замороченный безработицей и невыплаченными зарплатами пролетариат в Сибири сплевывает сквозь зубы и припечатывает:

«С жиру бесятся!».

В общем-то, верно. Возможно, что через каких-нибудь двадцать лет в мире улучшится экологическая обстановка, африканские страны выйдут в лидеры экономики, а туберкулез станет таким же непопулярным заболеванием, как сибирская язва. Но это еще вилами по воде писано. Хотя при удачном раскладе полысевшие нынешние антиглобалисты могут считать, что их программы протеста были не напрасными.

Однако это все где-то далеко, а что у нас? У нас «идущие вместе» вешают себе на шею вериги старого КЗоТа и закидывают яйцами противников нового закона о земле. Тоже неплохо. У нас всегда был собственный путь — в духовности, в культуре, в молодежных акциях протеста. Советские комсомольцы, как и французские леваки, и американские хиппи, тоже протестовали против войны во Вьетнаме — на производственных митингах, по плану райкома ВЛКСМ и под бдительным оком цехового парторга. Зато когда настал черед Афганистана, советская молодежь молчала, как рыба об лед.

«Идущие вместе» традициям верны: организованные партией «Единство», молодые люди всегда готовы поддержать любое начинание партии, правительства и мудрого вождя. Они у нас бунтуют против тех, кто находится в оппозиции к режиму. Объединяющая идея проста, как бублик: мы — за президента, задачи партии и правительства — выполним! Бунт по указу. Протест наизнанку. Такие далеко пойдут…

Шумные и нечесанные антиглобалисты малосимпатичны. Но «путинский комсомол» — еще меньше.