КВЖД: НЕИЗВЕСТНАЯ ДОРОГА

КВЖД: НЕИЗВЕСТНАЯ ДОРОГА

3 августа музейный комплекс воинской славы омичей открыл новую выставку "Россия без России", посвященную 100-летию КВЖД и Харбина

Ее уникальность несомненна: выставка рассказывает не только о строительстве Китайской Восточной железной дороги, но и истории крупнейшего города Маньчжурии, административного, экономического и культурного центра -Харбина. Экспозиция показывает судьбы наших людей на чужой китайской земле — то, каким образом русская диаспора хранила и берегла традиции и обычаи, в то время как на родине о них уже никто не помнил, описывает трагическое завершение яркой и прекрасном эпопеи русского Харбина.

КВДЖ построена Россией в 1897-1903 годах по контракту, заключенному в соответствии с русско-китайским договором 1896 года. Первоклассная железная дорога длиной в 3189 километров, со 107 станциями, 912 мостами, 9 тоннелями была сооружена всего за 5 лет. В 1898 году русские положили начало городу Харбину, который через несколько лет превратился в крупнейший город Маньчжурии.

Во время гражданской войны КВЖД становится дорогой исхода. Из России целыми армиями уходят войска и казаки, бежит интеллигенция, купечество и духовенство. Город быстро превращается в центр российской цивилизации за рубежом, в :Д центр русского образования и культуры на Дальнем Востоке.

Одновременно с постройкой КВЖД русскими велась разведка крупных угольных месторождений. В зоне дороги развивалась лесная промышленность, а под Хайларом разводился породистый крупнорогатый скот, о котором китайцы прежде не имели представления. Русские открыли местным китайцам картофель, посадили им сады, выращивали виноград, запустили крупные сахарные, водочные и пивоваренные заводы. Так что к 1917 году внешняя торговля Маньчжурии увеличилась в пять раз, составив 20 процентов от всего внешнего оборота Китая.

Неудивительно, что через несколько лет Китай нас «отблагодарил». Несмотря на советско-китайское соглашение 1924 года, по которому КВЖД рассматривалась как чисто коммерческое предприятие, управляемое совместно СССР и Китаем, китайские власти встали на путь нарушения этого соглашения, что привело к советско-китайскому конфликту 1929 года. Кстати, именно соглашение 1924 года стало началом конца для блистательного российского зарубежья Дальнего Востока. Право работать на КВЖД было предоставлено только подданным СССР и Китая, что привело к расколу среди русских и первой волне их отъезда в Шанхай и другие свободные города и страны.

В 1932 году Маньчжурия была оккупирована Японией. Стремясь избежать нового конфликта, СССР предложил Японии выкупить дорогу, и в 1935 году КВЖД была продана государству Маньчжоу-го за ничтожную сумму в 140 млн. иен, в то время как на строительство дороги Россия израсходовала 375 млн. рублей золотом. Двадцать пять тысяч советских служащих КВЖД отправили в СССР, где в 1937 году по приказу Ежова абсолютное большинство из них было расстреляно или отправлено в тюрьмы и лагеря на 8-10 лет…

В августе 1945 года советские войска разгромили Японию, и КВЖД вновь перешла в советско-китайское владение. Начались массовые репрессии русского населения, тысячи харбинцев попали в лагеря. Последним разрушительным оказалось соглашение, подписанное в 1950 году. В интересах укрепления дружбы и экономического сотрудничества между СССР и Китаем советское правительство безвозмездно передало китайской стороне свои права на управление КВЖД, со всеми городами, станциями и портами.

После этого русские окончательно покинули Маньчжурию. В Харбине осталось всего несколько человек. Со временем его русский облик окончательно исчез, в годы «культурной революции» в Китае были уничтожены многие русские архитектурные памятники.

После смертельной ссоры Хрущева и Мао, после десятилетий подозрительности и взаимных угроз между Россией и Китаем снова вспыхнули дружеские чувства. Мы подписали договор «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», где признали единство Китая, пообещали в случае какого-либо конфликта КНР с третьей страной «незамедлительно вступить в контакт и проводить консультации в цепях устранения возникшей угрозы».

Ко всему прочему мы превратили общую границу в «границу вечного мира и дружбы, передаваемой из поколения в поколение». Подписав этот договор, Россия, кроме того, что китайцы пообещали уважать нашу территориальную целостность и (морально) поддерживать войну в Чечне, не получила ничего. Вот это-то и называется «любить по-русски». Крепко любить. Бесплатно.