СВЯТО МЕСТО…

ГОЛОСОВАТЬ ЗА МЭРА БУДЕМ ПО-СТАРОМУ: "ГАЛОЧКОЙ" НАПРОТИВ ФАМИЛИИ

«От своих кандидатов мы не ожидаем ничего хорошего, но надеемся на лучшее».
Дэвид Бродэр

Вот уже больше месяца свободно кресло омского мэра. Главу городского самоуправления мы будем выбирать 18 марта, а пока — тишь да благодать: неспешное выдвижение кандидатов, никакого ажиотажа в прессе. Да и сама по себе предвыборная гонка обещает стать, скорее, не марафоном, а забегом на спринтерскую дистанцию в легком спортивном темпе.

Пошли по этапу

Предстоящие выборы в течение нескольких последних дней стали одной из главных тем омских СМИ. Избирательная кампания стартовала. Обсуждаются кандидатуры возможных претендентов на вакантное место городского головы, строятся прогнозы, озвучиваются фамилии возможных фаворитов. Но пока, по мнению Алексея Нестеренко, председателя городской избирательной комиссии, все это не более чем досужие общественные рассуждения. Для начала, если следовать букве закона, инициативная группа, оказывающая поддержку той или иной персоне, должна официально, в письменном, разумеется, виде уведомить горизбирком о начале сбора подписей. От самого же потенциального кандидата требуется представить в городскую избирательную комиссию собственноручно написанное заявление о намерении баллотироваться на выборную должность.

«Только с этого момента, — пояснил Алексей Николаевич, — факт выдвижения кандидатуры может быть признан официально».

Сама по себе заявка о выдвижении — лишь первый этап. Теперь кандидат должен будет собрать и представить в горизбирком подписи в свою поддержку — 1% от общего числа избирателей, проживающих на территории города. Законом определена своеобразная «вилка»: подписей должно быть не менее 8 822, но и не более 10145. Все подписные листы нужно передать в городскую избирательную комиссию до 18 часов 15 февраля. На проверку их подлинности отводится пять дней. И если юридически все верно, то кандидат на «мэрский» пост торжественно получает удостоверение кандидата.

Агитационный пост

Особый «кандидатский» статус, разумеется, предоставляет некоторые дополнительные права своему счастливому обладателю, но налагает и ряд ограничений. В первую очередь — запрет на предвыборную агитацию в период от официального уведомления о согласии баллотироваться до регистрации в качестве кандидата. При этом предвыборная агитация в соответствии с законом трактуется как любая деятельность кандидата или инициаторов выдвижения, которая имеет целью побудить избирателей голосовать «за» или «против» кандидата, и вообще, участвовать или не участвовать в выборах. В случае нарушения агитационного табу, горизбирком грозит применить репрессивные меры как по отношению к СМИ, нарушающим закон о выборах, так и к самому кандидату. Председатель городской избирательной комиссии даже обратился к журналистам с просьбой «не подставлять» претендентов на пост градоначальника, не предпринимать до момента официальной регистрации каких-либо действий, которые могут быть расценены как предвыборная агитация.

Граждане, будьте бдительны

Несмотря на то, что сбор подписей в поддержку кандидатов на самых разных выборах — процедура хорошо известная, утруждать себя чтением и доскональным изучением бумаги, на которой предстоит поставить автограф, мы так и не научились. Какие только «документы на подпись» ни удается «подмахнуть» доверчивым избирателям под видом подписных листов! Однако бдительность в период подписной лихорадки требуется не только от тех, кому предстоит выбирать, но и, как это ни парадоксально звучит, от самих инициативных групп. Нередко бывает, что в поддержку одного и того же кандидата высказываются представители различных трудовых коллективов, общественных объединений и организаций. Юридически это вполне допустимо. Но вот сбор подписей «вскладчину» закону противоречит. Каждый инициатор выдвижения собирает их самостоятельно и суммировать подписные листы нельзя.

Если организация официально уведомила горизбирком о выдвижении своего кандидата, то именно на этой группе лежит обязанность довести начатое до конца.

Подайте будущему главе…

«С деньгами на избирательную кампанию, — сетовали в городской избирательной комиссии, — традиционно трудно». Теоретически этот вопрос решен: в бюджете Омской области учтены расходы на выборы главы местного самоуправления, однако с перечислением средств на избиркомовский счет сложнее. Деньги, — как пояснил Алексей Нестеренко, будут тратиться согласно утвержденной смете и только на деятельность избирательных комиссий, которые будут осуществлять подготовку и проведение выборов. Выделения денег кандидатам не предусмотрено. Дело в том, что закон не обязывает избирком финансировать выборы кандидатов. Их избирательную кампанию, агитационную деятельность финансируют так называемые «жертвователи». Всем претендентам на пост градоначальника, официально заявившим о начале сбора подписей, разрешается открыть специальный счет в Сбербанке на формирование избирательного фонда. Этот счет публикуется в прессе, а физические и юридические лица, поддерживающие кандидата, могут перечислять на него свои пожертвования в определенных законом пределах.

«В период думских выборов, — рассказал Алексей Нестеренко, — мы практиковали выдачу всем кандидатам одинаковых денежных сумм, для того, чтобы обеспечить равные возможности в начале избирательной кампании. В дальнейшем же, как мы полагали, все будет зависеть от жертвователей: объемы агитации будут пропорциональны поддержке электората, в том числе, и материальной. На выборах мэра никаких стартовых сумм выдаваться не будет. Думаем, что люди, претендующие на столь высокий пост, достаточно серьезные сами по себе, а значит, вполне обойдутся и без нашей поддержки».

Выбираем по средствам

Многие омичи помнят, что во время прошлых выборов, в порядке общероссийского эксперимента, применялись сканеры избирательных бюллетеней. Нынешнее голосование пройдет скромнее. «Сканеры — это слишком дорогое удовольствие», — считают в горизбиркоме. А потому «волеизъявляться» будем традиционно — путем внесения любого знака напротив фамилии кандидата, безо всяких сканеров и прочих экспериментальных наворотов. Тем более что предстоящие выборы — внеочередные, незапланированные. Зачем же излишние траты?

Что же касается сметы расходов, то при учтенных в бюджете 7-ми миллионах рублей, горизбирком оценивает необходимые затраты скромнее — в 6 млн 329 тысяч. Большая часть этих денег пойдет на оплату труда членов комиссии. На территории города формируется порядка 450 участковых и 5 территориальных избирательных комиссий, в каждой из которых работает от 12 до 15 членов, а, так же люди, дополнительно привлеченные по договорам: столяры, художники, уборщицы. Фонд заработной платы составит около 5 миллионов рублей. Все остальные деньги тоже расписаны — оборудование избирательных участков, канцелярские расходы, транспорт. Такой аскетизм в нынешних условиях вполне объясним. Вот только хочется надеяться, что скудность материальных ресурсов и «внеочередность» предстоящих выборов не сделают их скомканными и скоропалительными. Слишком уж прочно в народе, который в предвыборную пору все чаще именуют «электоратом», утвердилось мнение, что после любого голосования опускаются руки.

На пост мэра претендуют: ШАТАЛОВ Виктор Васильевич, 1962 г.р., 000 «Нефтехимбизнес», зам директора; ЛИСИН Александр Павлович, 1951 г.р., 000 «Юридическая контора «Фемида»», директор; КУЗНЕЦОВ Валентин Николаевич, 1944 г.р., Сибзавод им.Борцов революции, ведущий инженер — конструктор; КОРОТКОВ Александр Петрович, 1951 г.р., Администрация Омской области, зам. Губернатора; БЕЛОВ Евгений Иванович, 1945 г.р., АК «Омскэнерго», генеральный директор; СИМОНОВ Владимир Яковлевич, 1942 г.р., ОАО Продовольственно-строительная компания «Русь», генеральный директор.

По данным горизбиркома на 29.01.2001.