Коллектив кафедры социально-культурного сервиса и туризма (СКСиТ) Омского государственного института сервиса (ОГИС) написал открытое письмо, призванное обратить внимание на сложившийся в вузе конфликт, последней жертвой которого стал доктор наук, профессор Новруз ГУЛИЕВ. Его отстранили от должности заведующего кафедрой, не продлив трудовой договор без объяснения причин, несмотря на то, что он являлся инициатором создания специальности СКСиТ и с момента основания кафедры успешно руководил ею. Авторы письма возмущены тем, что новая администрация вуза не считается с мнением педколлектива и не предупреждает о готовящихся кадровых изменениях. Обращение было направлено в СМИ, а также в Министерство образования и науки РФ, Администрацию Президента РФ, губернатору Омской области.
И.о. ректора назначить…
Увольнение ГУЛИЕВА, по утверждению составителей письма (под ним подписались 14 человек — все члены кафедры СКСиТ, кроме одного), стало последней каплей. Незадолго до этого решением руководства вуза своих мест лишились заведующая кафедрой СТИЛП (сервиса и технологий изделий легкой промышленности) профессор Зоя НАГОРНАЯ и декан экономического факультета, доктор наук и профессор Сайда ХАИРОВА. В обращении подчеркивается, что на ключевых постах докторов наук, которых в ОГИСе и так мало, меняют на кандидатов. Также в недалеком прошлом своих должностей лишились начальник планово-договорного отдела, начальник отдела кадров, начальник отдела по трудоустройству выпускников и др.
Кадровая встряска спровоцирована новым руководством вуза, пришедшим после скандального ухода прежнего ректора ОГИС Николая КАЗАЧУНА. Напомним, что в августе 2009-го он был задержан при получении взятки размером в 35 тысяч рублей, а позднее был приговорен к трем с половиной годам условного срока.
Исполняющим обязанности ректора на период безвластия стал Лев ШТРИПЛИНГ, пришедший из ОмГТУ. Там он до сих пор руководит одной из кафедр. По утверждению Новруза ГУЛИЕВА, с которым встречался корреспондент «КВ», ШТРИПЛИНГ был соратником КАЗАЧУНА и его назначение мало поддается логике.
В начале этого года назначение ШТРИПЛИНГА также признали незаконным. Заведовавшая на тот момент кафедрой СТИЛП Зоя НАГОРНАЯ обратилась в Министерство образования РФ с просьбой проверить деятельность и.о. ректора, в результате чего, по словам авторов письма, были выявлены серьезные нарушения в ведении документации. ШТРИПЛИНГА отстранили, а новым исполняющим обязанности стал его бывший ученик из политехнического университета Дмитрий МАЕВСКИИ. ШТРИПЛИНГ занял при нем место проректора, а НАГОРНАЯ была вынуждена оставить руководство своей кафедрой.
«КАЗАЧУН, ШТРИПЛИНГ, МАЕВСКИИ — это люди из одного круга. Как только с поста уходит один, на его месте появляется в точности такой же», — считает ГУЛИЕВ, который при КАЗАЧУНЕ покинул место проректора по учебной части, а при МАЕВСКОМ уволен с должности заведующего кафедрой.
Деканов не выбирать
Дмитрий МАЕВСКИИ приступил к исполнению обязанностей ректора ОГИС 5 февраля 2011-го (одним из кандидатов на этот пост был и сам ГУЛИЕВ). Коллектив его не избирал: 20 декабря 2010 года письмом Министерства образования и науки РФ были отменены выборы ректора ОГИС.
Заступив на руководящий пост, МАЕВСКИИ издал приказ, которым отменил выборы деканов факультетов и заведующих кафедрами (ранее голосование было намечено на весну 2011 года). Штат был укомплектован новым ректором самостоятельно. К примеру, на место ГУЛИЕВА он назначил сам себя.
Стоит отметить, что после ухода Николая КАЗАЧУНА ректоры назначаются лишь в качестве исполняющих обязанности — в связи с планируемым объединением Института сервиса, педагогического и классического университетов. Новруз ГУЛИЕВ так представил сложившуюся в вузе ситуацию:
Нынешнее руководство стремится всюду поставить своих. Пусть у новых кадров нет достаточных навыков, но они будут поддерживать любые инициативы начальства. Предполагаю, что цель ШТРИПЛИНГА и МАЕВСКОГО — создание частного коммерческого предприятия. Но в случае объединения с ОмГУ это будет невозможно, так что, судя по всему, они стремятся сделать вуз автономной организацией, не бюджетной.
Сам же ГУЛИЕВ, как он утверждает, полностью поддерживает Москву в вопросе объединения, несмотря на то, что именно Минобрнауки лишил коллектив института возможности выбирать себе руководство.
4 мая 2011 года ГУЛИЕВ написал заявление в городскую прокуратуру с просьбой проверить законность действий и.о. ректора по двум пунктам: 1) отмена выборов деканов и заведующих кафедрами, 2) назначение МАЕВСКИМ самого себя на должность завкафедрой СКСиТ при исполнении обязанностей ректора и занятии должности проректора по научной работе института. Не дожидаясь ответа прокурора, коллектив кафедры уже 8 мая разослал обращение в СМИ.
Сам ректор Дмитрий МАЕВСКИИ в разговоре с «КВ» выразил недоумение: «Мне кажется недопустимым, что отдельный трудовой конфликт — а я к этому отношусь именно так — выносится сразу же на обсуждение публики. Если господ что-то не устраивает, есть множество способов защищать свои права — не обязательно тут же выносить свои проблемы на всеобщее обозрение. Мне не хотелось бы что-либо комментировать, таким образом вступая в перепалку на страницах газеты».
Слишком много знает
О причинах своего коллективного нетерпения «КВ» рассказали сотрудники кафедры.
Решение написать обращение само собой появилось, и писали всем коллективом, — пояснил доцент кафедры СКСиТ Игорь КИСЕЛЕВ. — В институте сложилась такая ситуация, молчать при которой просто невозможно. Сейчас убирают людей, которые стояли у истоков Института сервиса. Заведующий кафедрой — это должность, которая должна быть рекомендована самим коллективом кафедры. Мы так и сделали, предложив кандидатуру Новруза Амирхановича, но мнение наше было проигнорировано полностью. На вопрос, почему нас ни во что не ставят, Дмитрий Петрович МАЕВСКИИ отвечать отказался. Больно и за человека, которого беспричинно увольняют, и за коллектив, который в данный момент находится в тяжелейшем психологическом состоянии. Каждый день мы приходим на работу, не зная, кого уволят на этот раз. В основному нас женщины работают — им эмоционально еще тяжелее. В аптечке кафедры уже не осталось валокордина. И эта неопределенность продолжается.
Создается впечатление, что руководство рассматривает государственный институт как свое частное коммерческое учреждение. Они могут любого выгнать, любому угрожать, — считает доцент кафедры СКСиТ Болат СМАГУЛОВ.
«КВ»: Вам лично кто-нибудь угрожал, шантажировал?
И.К.: Мне первый проректор Лев Оттович ШТРИПЛИНГ так сказал: «Или ты с нами, или нигде в Омске работу больше не найдешь».
Б.С.: С нынешним руководством таких разговоров не было, но бывший ректор КАЗАЧУН говорил мне, что сделает все, чтобы выгнать меня из института.
Главный герой обращения Новруз ГУЛИЕВ предоставил корреспонденту «КВ» аудиозапись беседы с Дмитрием МАЕВСКИМ по поводу своего увольнения с должности заведующего кафедрой:
Дмитрий МАЕВСКИИ: «Вы — человек, который слишком хорошо и много чего знает. Я рассматриваю вас как опасность».
Новруз ГУЛИЕВ: «Дмитрий Павлович, вы объявили мне войну, и я принял вызов. Даю вам слово, что последним уйду я» .