Главный итог в том, что благодаря правительству Омской области и лично губернатору Леониду Полежаеву регион и город получили первоклассный зал, в котором классическая музыка звучит теперь несравненно лучше. Теперь оркестр приспосабливается к новой акустике. Надо сказать, что период адаптации (как нам говорили музыкальные критики из Нью-Йорка, Лондона) у больших оркестров проходит два-три года.
Чтобы почувствовать себя в этом зале совсем как рыба в воде, действительно нужен не один год. Но все равно даже сейчас я слышу, что инструменты звучат богаче, тембры более наполненные. Есть некоторое эхо. Работаем над балансом — пока есть проблемы между разными группами оркестра.
Слушатели увидели вас за новым пультом…
Да, мы получили профессиональное оборудование. Наконец у оркестрантов появились профессиональные стулья, на которых можно часами работать, и спина не устает. У нас новый дирижерский пульт, подставки, профессиональная подсветка. Новый концертный рояль Steinway. Надеемся приобрести еще новые музыкальные инструменты, которые будут соответствовать и залу, и новым требованиям, предъявляемым к оркестру. На ближайшие годы запланированы серьезные гастроли, записи дисков, которые будут издаваться в Великобритании и в Соединенных Штатах.
Некоторые мои знакомые удивляются, когда я им говорю, что на симфонических концертах в зале нет свободных мест. Чем ваш оркестр привлекает омичей?
Пока привлекает новым залом. А дальше посмотрим. Наша задача — удержать новую публику, которая сегодня приходит в зал.
А как вы узнаете, что это новая публика?
Она аплодирует между частями симфонии. С одной стороны, это не есть хорошо, когда публика не знает этикета. А с другой стороны, это радостно: новые лица. Их очень много, и дай-то бог, чтобы им понравилось и они пришли снова и снова, приобщались к серьезной музыке.
Вас называют дирижером-новатором. Вы все время придумываете необычные проекты, например «Оркестр без смокингов». То участвуете в чемпионате мира по бальным танцам, то устраиваете концерты совместно с рок-музыкантами, известными джазменами и так далее.
Приходится прибегать к некоторым хитростям. Несмотря на то что главное поле деятельности оркестра — это академическая музыка: исполнение произведений Чайковского, Рахманинова, Бетховена, мы также участвуем в различных проектах, например в чемпионатах мира и Европы по бальным танцам, как вы напомнили. Для нас это был очень интересный опыт и выход на новую публику. Но не только. Это еще и расширение стилевых границ в исполнении музыки. Стали традиционными джазовые проекты, новогодние концерты, где публика может и петь, и танцевать, и играть на разных инструментах, и даже дирижировать. Так что выступаем иногда в роли массовика-затейника.
Полагаю, что вы таким образом популяризируете свой оркестр.
Да, все делается для этого. Хотя как музыкант я больше ценю серьезные проекты. Мне это интереснее -сыграть несколько симфоний Малера, произведения современных молодых композиторов. Есть много интересной музыки. Не все симфонии Шумана я дирижировал. Столько на свете хорошей, красивой, серьезной музыки, что не хватит и десяти жизней, чтобы хотя бы раз в неделю играть новую программу. Приходится размениваться на развлекательные проекты, но иногда это тоже приносит удовольствие. Мне кажется, что только тогда будет хороший результат, когда создатель программы подходит к этому со свежей головой и не денежным интересом.
Кто из знаменитостей выступал с оркестром в ушедшем сезоне?
С нами выступали блестящие музыканты, такие как Аркадий Шелклопер — это, пожалуй, лучший джазовый валторнист в мире, виолончелист Александр Бузлов, совершенно замечательный гитарист Дмитрий Илларионов. Но с другой стороны, итоги и достижения наши — ежедневные. Каждый день мы боремся с самими собой, пытаемся улучшить то, что мы делаем, идет борьба за качество исполнения. Сыграли хорошо программу — я считаю это достижением, пусть даже она была не замеченной музыкальной общественностью. Сыграли Пятую симфонию Прокофьева, например, или Рахманинова — и я был счастлив.
Следующий сезон обещает быть очень насыщенным.
Да, он необычайно интересен. Во-первых, еще до официального открытия юбилейного сезона на концерте будет дирижировать основатель оркестра Семен Коган. На открытии мы играем с всемирно известным пианистом Фредериком Кемпфом, одним из лауреатов конкурса имени Чайковского. Мы будем ждать в декабре японскую скрипачку Саяка Седжи. С оркестром выступит также немало дирижеров, в том числе и иностранных, занимающих высокие позиции в Европе. Весной пройдет очередной фестиваль новой музыки.
Что вы можете сказать об омской публике?
Она очень искренняя и благодарная. По реакции публики я могу судить, насколько у нас получилось увлечь слушателей или не получилось.
О коллективе?
У нас один из лучших региональных оркестров в стране. Есть флагманы — Екатеринбург, Новосибирск. Но вот солисты и дирижеры, которые к нам приезжают, отмечают, что мы дышим им в затылок.
Беседу вела Татьяна Шипилою / Фото Евгения Кармаево