«КОРОЛЮ ИНСТРУМЕНТОВ» ПОДВЛАСТНО ВСЕ

Сегодня в Омске состоится закрытие V Сибирского международного фестиваля органной музыки, который проводится раз в два года при поддержке губернатора Омской области Леонида Полежаева

На этот раз форум собрал музыкантов из России, Японии, Франции и Нидерландов. Для омской публики они сыграли «шедевры пяти эпох» — произведения знаменитых композиторов с XVII по XXI столетие.
Самой громкой премьерой фестиваля можно назвать выступление титулярного органиста собора Парижской Богоматери Жан-Пьера Леге. Маэстро впервые приехал в Россию и знакомство с нашей страной начал именно с Омского органного зала.

Выпускник Парижской национальной консерватории, победитель престижнейших международных конкурсов, композитор, импровизатор и педагог, выступающий с концертами и мастер-классами в лучших залах планеты, господин Жан-Пьер Леге высоко отозвался о музыкальных возможностях омского органа -признанного «короля инструментов».

Ваш орган очень чисто звучит: великолепная акустика, очень четкий и яркий полифонический звук. И здесь нет проблемы, с которой я часто сталкиваюсь в больших соборах, когда мешает усиленная вибрация. Мне будет очень приятно играть концерт именно на таком инструменте, — заметил господин Леге.

Его блестящая музыкальная карьера началась случайно. В семь лет, гуляя по улицам родной деревни, Жан-Пьер случайно встретил проезжавшего мимо церковного органиста, тот пригласил мальчика послушать несколько произведений и ради шутки предложил сыграть на фортепьяно. Разглядев в Жан-Пьере недюжинный талант, музыкант тут же согласился стать его первым учителем. И, как это часто бывает, ученик превзошел мастера: сейчас, в свои 72 года, Леге — один из самых известных французских исполнителей. Последнюю четверть века он занимает пост титулярного органиста в соборе Парижской Богоматери.

Нашему собору исполнилось 850 лет. В нем за эти годы произошло немало музыкальных, политических событий. В конце XVIII века органисты работали в соборе по три месяца. Там было четыре органиста. Сейчас нас трое. На эту должность проводится очень строгий конкурсный отбор: претендентов экзаменует специально созванная комиссия. Учитывается музыкальное досье кандидата, его подход к выбору репертуара, оцениваются способности к импровизации. Очень важно и личное собеседование со священнослужителями. Когда я участвовал в конкурсе, было 110 претендентов на этот пост — взяли только четверых.

С музыкой легендарного собора, воспетого Виктором Гюго в одноименном романе, символа Франции, омских слушателей познакомили на торжественном открытии фестиваля, Мсье Леге был тронут теплым приемом сибиряков, которые любят и понимают органную музыку разных эпох.

V Сибирский международный фестиваль объединил множество стилей и направлений органного искусства: от классических произведений Моцарта и трактовок Баха до народных духовных песнопений и джазовых импровизаций. Омичи смогли оценить уникальную игру на терменвоксе — необычном электроинструменте. Публике его представила москвичка Олеся Ростовская.

Сам инструмент любопытен тем, что это коробочка, у которой две антенны, — рассказала музыковед Лариса Ливийская. — Музыкант ничего не касается, манипулирует руками, там перекрещиваются радиоволны и возникают волшебные звуки. Потому что, несмотря на такое примитивное внешнее оформление инструмента, он имеет богатейшие возможности! Он способен извлекать звуки на пять октав, у него богатейшие тембровые возможности.

Сегодня у омской публики будет возможность услышать игру интернационального дуэта органистов — Хироко Иноуэ и Жан-Пьера Стайверса. Их концерт можно назвать уникальным, поскольку игра на органе в четыре руки — крайне редкое явление. Большое внимание в программе будет уделено творчеству русских композиторов Стравинского, Римского-Корсакова, Рахманинова. Также музыканты познакомят омичей с малоизвестной музыкой Страны восходящего солнца. Многие композиции, которые вошли в программу вечера, написаны не для органа. Но «королю инструментов» подвластно все. В этом омичи уже убеждались не раз.

С тех пор как начал проводиться фестиваль, интерес к органу значительно возрос: у нас реализуются проекты «Органная карта мира», «Органная карта России» с приглашением звезд мирового и российского исполнительства, — говорит заместитель директора Омской филармонии по творческой деятельности Виктория Багринцева. — У нас проходит пять абонементных концертных серий, и, конечно, очень интересна афиша самого фестиваля: все концерты прошли с аншлагом — билеты были раскуплены заранее.