Омские зрители не могут не заметить: на свежей афише наших театров сегодня уже четвертая вампиловская пьеса (три с успехом идут на сцене «Галерки»). И если бы не недавно сошедшая со сцены ТЮЗа «Утиная охота», «собрание сочинений» драматурга в Омске было бы полным. А ведь написаны они добрых три десятка лет назад, почти два поколения… И дух, вернее, воздух времени в них до того плотен, что даже совсем молодые, отчетливо понимая, в чем суть действия, смеясь над остроумными его поворотами, не могут не чувствовать: их ровесники (а других героев у Вампилова мало) на сцене любя/и ненавидят не так, как нынешние. И главное — не за то, за что сейчас. Но откликаются на иное, внутреннее родство: вечен дух юности, утверждающей право жить, как дышится.
Изменившие этому вампиловские герои — Зилов из «Утиной охоты», Шаманов из «Чулимска» — наказаны жестоко, у них отнято все. Но «Старший сын» — одна из самых нетрагичных пьес автора, и недаром к его определению жанра режиссер смело прибавил «лирическая». Право Валерия Алексеева на эту небольшую вольность бесспорней, чем кого-либо другого, — он, первый в России исполнитель роли Сильвы, помнящий живого драматурга, прекрасно чувствует атмосферу пьесы. И спектакль — забежим немного вперед — получился зрителям на радость (а для чего еще, собственно, ходят в театр?).
Многие и многие еще хорошо помнят удачную телеверсию «Старшего сына» с Евгением Леоновым — Сарафановым, сыгравшим там, может быть, одну из своих лучших ролей — кажется, теперь героя другим и не представить. Ан нет, на сцену театра-студии выходит Сарафанов Бориса Руденко — и создает иную, чем мы помним, но не менее плотную атмосферу человеческого бытия. Его герой — счастливый неудачник, близкий к шукшинским «чудикам» (время действия одно и то же — 60-е), с вечными проблемами вне и внутри: и ссоры с неожиданно выросшими и уходящими из дома дочерью и сыном, и незадавшаяся профессиональная судьба в музыке, и… мало ли еще что! Его «трагедиям» улыбаешься, даже смеешься, но артист умеет удержаться на самой грани комического, не соскользнуть в однозначность сюжетного недоразумения. Герою сочувствуешь, но не жалеешь: его Андрей Григорьевич не привык жалеть себя — потому и выжил, потому и может помочь другим.
Спектакль еще совсем молод, он вышел в декабре, и на сегодня Сарафанов Руденко — бесспорно, лучшая в нем актерская работа, к уровню которой будут подтягиваться молодые исполнители. Хотя не менее выразительно существует в спектакле и опытный Игорь Школин — Сосед, и неожиданно на «отлично» ведет свою, пусть и не главную, роль студент выпускного актерского курса колледжа культуры и искусств Александр Малаев. Его невозмутимый курсант летного училища Кудимов, «отличник боевой и политической подготовки», всегда твердо знает, что необходимо и чего нельзя. Есть машины, двигающиеся только вперед, — таков и он, жених Нины Сарафановой: обаятельный, неглупый, даже, по его собственному выражению, «понимающий юмор» и бесчеловечный в своей правильности.
Кроме Малаева, в спектакле заняты еще два его сокурсника-дебютанта. Это Дмитрий Трубкин — Сильва и Владимир Платонов — Васенька. Их роли более объемны, исполнителям несмотря на неплохое начало (чрезвычайно много помогла им всем сопостановщик спектакля режиссер-педагог курса Лариса Михайлова) предстоит еще большая работа. Пока же платоновский Васенька несколько одинаков в эмоциональном уровне своих метаний — видимо, исполнитель не определил для себя главное событие. Сильва же, у драматурга паренье неоднозначной биографией, привыкший любым путем выбираться из непростых ситуаций, пока не вписывается в стихию лирической комедии, временами становясь похожим на «злодея всерьез». Исполнитель же главной роли Алексей Мишагин, будучи ненамного старше названных участников спектакля, тоже убедителен еще не во всех сценах. Легче и точнее он в диалогах с Сарафановым. Однако не до конца ясно, когда же его легкомысленный студент Бусыгин раскаивается в своем обмане, отчего, признавшись в нем, решается остаться… Только ли из-за любви к Нине? А если это так, то где начало этого чувства? Даже молодым драматургом Вампилов создавал не схемы, а живые человеческие характеры, и ролевого материала в пьесе достаточно.
Принято считать, что женские образы в пьесах Вампилова бледнее мужских. Мнение спорное, потому что биографии и Нины Сарафановой, и соседки героев Макарской, и события, происходящие с ними, достаточно ясны и насыщенны. На сегодня обе эти роли тоже еще в процессе воплощения. Излишне резка, даже груба пока Нина Ольги Новиковой, уже полюбившейся зрителям в ролях Заречной и Негиной; рассыпается на отдельные эпизоды интересно заявленный образ «львицы предместья», его Прекрасной Дамы Макарской у Алены Устиновой. Кто она — холодная и расчетливая «динамистка» или отчаявшаяся и махнувшая рукой на свою репутацию женщина?
Очень много в создании лирической атмосферы спектакля значит музыка Игоря Есиповича — фантазии на темы помнящихся еще мелодий начала 60-х; удобна, хотя и не совсем иногда внятна сценография Сергея Федоровича. Только, может быть, не стоило так диссонансно смешивать детали костюмов — конца уже прошлого века («мини-мини» у подружек из пролога — кстати, очень точные и запоминающиеся эпизоды молодых актрис Ирины Разумовой и Татьяны Гашенко — и габардиновые плащи Соседа и Сарафанова). И все-таки думается, что «Старшего сына» в театре-студии ждет счастливая судьба, в нем — глоток воздуха юности не только драматурга, но и постановщика Валерия Алексеева. И настоящая поэзия человеческого бытия.