Подарки из тубы
В Омск Владимир Спиваков привёз показать уникальный инструмент — скрипку. Она станет главным призом на конкурсе скрипачей имени Ю. И. Янкелевича, который пройдёт в нашем городе в 2013 году. Как пояснил маэстро, эта скрипка была изготовлена в 1880-м (а быть может, и 1870-м) году и находится в идеальном состоянии.
— А в этой тубе лежат пять смычков, которые я привёз из Америки, — продолжаются сюрпризы от Спивакова. — Четыре из них я подарю музыкантам Омского симфонического оркестра, а еще один -Дмитрию Бородину. Поскольку конский волос стирается очень быстро, то не грех иметь запасной смычок. Диме я предоставлю право самому выбрать из пяти тот, который подойдёт. Смычок ведь дело сложное, он по руке должен быть. Одному легче нужен, другому — потяжелее.
По счастливой случайности лауреат и стипендиат конкурса скрипачей имени Янкелевича Дмитрий Бородин, который сейчас учится в столице, оказался в Омске. Он приехал погостить к родным как раз тогда, когда Владимир Теодорович привёз к нам свой фестиваль. Так что молодому талантливому музыканту повезло получить свой смычок из рук маэстро лично.
Бродяга-поэт
В последнем концерте фестиваля объединилось искусство двух мастеров. На экране — Чарли Чаплин и его «Огни большого города», на сцене — Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова, исполняющий музыку к фильму.
Я считаю Чарли Чаплина не только выдающимся комедийным актером — я считаю его великим поэтом. И даже в каком-то смысле борцом за человеческие достоинство и веру, — признался прославленный дирижёр. — В фильмах он показал ту хрупкость, которая присуща нам всем: его герой вот-вот провалится в люк — но не проваливается, люк в последний момент закрывается. Это и есть наша жизнь. Мы всегда стоим на краю гибели, но Чаплин оставляет человеку свет надежды.
Жизнь в надеждах
— Я тоже живу надеждами, и вот какими, — продолжает маэстро. — Мне кажется, что нужно срочно создавать новые предприятия и пересматривать систему образования, иначе мы потеряем огромное количество молодых людей. Все родители, у которых есть возможности, стараются отправить детей на учёбу за границу. Хотя замечу, что по моей части, по музыкальной, в Германии дети учатся по школе Николаева. То есть тем, что было наработано в СССР, питается Запад. А у нас все сразу отметается и создается новое, ничем не подкрепленное. Общество у нас сейчас разобщено: политтехнологи постарались. И возрождение может быть только через музыку, через всё то духовное, в чём и кроется истинное предназначение человека. Великий русский философ Владимир Соловьёв считал, что развитие России — не в политическом направлении, а в духовном. Мне эта мысль очень близка.
КСТАТИ
В фестивальном концерте «Грандиозный Рахманинов» прозвучала Симфония № 1. Как рассказал Владимир Спиваков, на премьере в 1897 году она стала большой неудачей дирижировавшего Александра Глазунова: «Из-за этого провала мы чуть не лишились композитора Рахманинова, который настолько расстроился, что даже хотел покончить с собой, не мог ничего больше писать и вынужден был обратиться к известному врачу Николаю Далю. Излечился у него только под действием гипноза». После преодоления творческого кризиса Сергей Рахманинов написал одно из своих самых популярных произведений — Концерт для фортепиано с оркестром № 2, который и посвятил врачу-гипнотизёру.
RB ПОДРОБНОСТИ