Впрочем, музыкальный талант достался Тане не только от бабушки. Ее прадед, обладавший уникальным басом, был церковным служителем. Отец тоже серьезно занимался вокалом, его даже приглашали петь в театр музыкальной комедии. Он с двух лет сам учил дочь, а потом отдал в музыкальную школу. Правда, Татьяна нередко сбегала с занятий. Впрочем, музыка в конце концов победила.
В музыкальном училище и Академии музыки имени Гнесиных Татьяна училась у лучших педагогов страны — Игоря Хачатурова, Игоря Бриля, Роксаны Бабаян, Александра Градского, Льва Лещенко и Иосифа Кобзона. Родной Омск тоже подарил артистке несколько счастливых встреч. Прежде всего с замечательными музыкантами — пианистом Юрием Поляковым, гитаристом Андреем Соловьевым (впоследствии ставшим мужем Татьяны) и Александром Холзеневым (ударные).
«Сильный, красивый голос большого диапазона подарил душе крылья, открыл врата творчества и вдохновения. На каждом концерте Татьяна поражает слушателей мастерством исполнения, свободой и вдохновением джазовых импровизаций», — писали о выступлениях певицы омские критики. Ей было подвластно все — русские романсы и лирика бардов, отечественная и зарубежная эстрада. Программы Абрамова составляла очень тщательно. Вначале это может быть одна песня. Я чувствую: это — мое, и начинаю копать дальше, — рассказывала она.
Татьяна Абрамова не только успешно выступала на сцене, но и преподавала в областном колледже культуры и искусства, принимала участие во многих фестивалях и конкурсах в качестве авторитетного и постоянного члена жюри. В 1998 году певица стала инициатором проведения первого Омского джазового фестиваля.
У Татьяны было абсолютное чувство ритма, она могла сказать барабанщику: «Ты неровно играешь». С ней очень весело работалось. Я аккомпанирую ей, она отвечает на любое мое изменение. Импровизация была во всем, причем на уровне тонких вещей: в динамике песни, в интонировании,- вспоминает муж певицы, гитарист Андрей Соловьев.
Они практически все время были вместе, и это очень помогало Татьяне.
Я занимаюсь любимым делом: пою, работаю на сцене. У меня есть сын, муж — крепкая семья, любящая меня. Что еще нужно-то? Я вообще счастливейший человек! — каждый раз говорила она.
Как с любым талантливым человеком, с Таней было непросто. Работала много и заставляла всех работать так же, с самоотдачей. Но, конечно, было много хорошего, — говорит Андрей Соловьев. — Она очень любила готовить. Маленькую кастрюльку никогда не делала — всегда помногу и вкусно. Эта черта ей досталась от родителей: там тоже, если гости приходят, стол ломится. Она пыталась изобретать свои рецепты, импровизировать и за кухонным столом. А пока капусту шинковала, в уме работала над очередной песней. Мало ведь выучить мелодию и слова -надо еще придумать, как петь, расставить смысловые акценты.
По сути, Абрамова заложила в Омске основы эстрадно-джазового певческого воспитания. И хотя прожила до обидного недолгую жизнь (ей был всего 41 год), певице удалось подготовить несколько очень талантливых исполнителей, в числе которых солистка Омской филармонии, одна из любимых учениц Абрамовой — Анна Шинковая.
Каждый год в колледже культуры и искусства проходит конкурс имени Татьяны Абрамовой. А это значит, что мы узнаем еще немало имен талантливых исполнителей, которым путевку в жизнь дала звезда омского джаза.
МНЕНИЯ
Анна ШИНКОВАЯ, солистка Омской филармонии:
Татьяна Станиславовна преподавала у меня вокал. У нее было интересно учиться. Она не разжевывала все до конца, оставляла ученикам простор для понимания. От нее хотелось постоянно получать и получать знания. Татьяна Абрамова подбирала талантливых учениц. «Есть господин Голос», -говорила она о них.
Она не только была педагогом, с Татьяной Станиславовной мы общались и за стенами колледжа. Часто приходили к ней домой, чаевничали, рассказывали о своих проблемах. Она помогала, подсказывала, поддерживала всегда, не оставляла проблему нерешенной.
Татьяна Станиславовна любила, чтобы вокруг нее все кипело. Собирала вокруг себя друзей — и дома, и на даче. Очень вкусно готовила. Помню, как солили капусту. Ее кулинарные рецепты храню до сих пор и готовлю по ним, особенно фирменную шарлотку. Рецепты писала красивым, каллиграфическим почерком…
Пятого августа состоится концерт, посвященный Татьяне Абрамовой. Хотелось сделать что-то хорошее, большое к юбилею любимого учителя. Как получилось, оценят зрители.
Юрий ПОЛЯКОВ, пианист:
С Татьяной мы начали работать в 1989 году. В филармонию пришла джазовая певица. Кто будет с ней работать в паре? Выбор пал на меня! поскольку я увлекался джазом. С Татьяной мы начали готовить по нескольку джазовых программ в сезон, таким образом накопили огромный репертуар и опыт работы в джазовой манере.
Татьяна была полна творческих идей. Вынашивала их годами и доводила до конца. К примеру, к программе Вертинского готовилась почти пять лет.
Конечно, Татьяна пела не только джаз, но и романсы, эстраду, песни омских композиторов и поэтов. Она была патриотом. Всегда ратовала за продвижение омской культуры в широкие массы. Мы вместе ездили на джазовые фестивали в Новосибирск, Глазов, Ростов-на-Дону, исколесили Омскую область. Надо сказать, сельский зритель принимал Татьяну очень радушно.
Выступали и перед несколькими слушателями, и перед переполненными залами. Помню, однажды летом Таня сказала: «Давайте устроим концерт в Доме актера». А жара стояла невыносимая. Ну, думаем, хоть сколько придет зрителей, выступим. Когда открыли занавес — народ сидел в проходах. На улице плюс 34, в зале все 50. Никто с концерта не ушел. Так любили омичи певицу.
Сергей ДЕНИСЕНКО, поэт:
Восемь лет прошло, как не стало Тани… Хорошо, что хранится память о ней, что в Концертном зале состоится концерт. Недавно мне позвонили из филармонии и спросили, могу ли я сделать книгу, посвященную Татьяне Абрамовой. Я ответил: это хорошая идея. Вообще, надо сделать серию книг под условным названием «Легенды Омской филармонии» — о Елене Калугиной, Георгии Пантюкове и других. Омской филармонии есть чем гордиться. Татьяна Абрамова одна из таких легенд.
Боль от ухода Татьяны не затихает, потому что замены ей не нашлось. Она — классический пример незаменимости. У нас в Омске нет певицы, которая бы совмещала джаз, эстраду, которая могла бы это делать суперпрофессионально. Я помню прощание с Таней в Концертном зале. До сих пор не могу успокоиться, что написал для нее песню, которая звучала как пророчество: «Где мой самый светлый день, в каких веках угас мой самый звездный час»? Сегодня она воспринимается как песня-прощание.
Не могу не высказать слова сожаления. В нашем замечательном городе, культурном центре Сибири, до сих пор не выпущен компакт-диск с песнями Абрамовой. Архивные записи еще существуют на Омском радио, но скоро они могут прийти в негодность. Надо брать их и отцифровывать. Проект не требует больших денег. И тогда Татьяниным голосом будут наслаждаться все последующие поколения любителей джаза.