Исполнилось 30 лет, как с космодрома Байконур ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту первый спутник глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, изготовленный в Омском производственном объединении «Полёт».
История появления этого космического аппарата начиналась даже не в октябре 1982 года, а ещё в 1978-м, когда вышло постановление Правительства СССР о создании системы ГЛОНАСС. Затем конструкторы разработали эскизный проект, а сотрудники КБ «Полёта» — комплект рабочей и эксплуатационной документации для серийного выпуска спутников системы. Их изготовление поручалось «Полёту».
Новый космический аппарат был запущен в производство в короткие сроки. К 1981 году заводом и конструкторским бюро изготовлены и испытаны все доводочные изделия. В изготовлении космического аппарата принимали участие практически все подразделения «Полёта», первый промышленный образец омичи предъявили в октябре 1982 года.
Система ГЛОНАСС предназначалась для оперативных навигационных определений в любой точке земного шара и околоземного космического пространства. Кстати, полностью развернутая орбитальная группировка состоит из 24 космических аппаратов и позволяет определять координаты с точностью до метра в любое время, с высокой степенью надёжности и доступностью в любых условиях эксплуатации. Производство этих систем постепенно наращивалось, например в 1988 году завод передал заказчику 15 космических аппаратов, в следующем — ещё десять.
В 1991 году, сообщается на официальном сайте предприятия, завершились лётные испытания системы ГЛОНАСС, а в 1993-м она официально была сдана в эксплуатацию с 12 аппаратами на орбите. В 1995 году группировка была развернута полностью: 24 аппарата работали в космосе, обеспечивая глобальное непрерывное место определение объектов.
Службами предприятия постоянно проводилась кропотливая работа по повышению качества и надежности космических аппаратов, специалисты ПО «Полет» довели работу всех систем спутника до совершенства, что позволило продлить средний срок его активного существования до четырех с половиной лет при гарантийном три года. Именно этот продленный гарантийный срок работы спутников, по мнению специалистов, позволил избежать полной утраты группировки в середине 90-х годов, когда из-за недостаточного финансирования запуски космических аппаратов системы ГЛОНАСС были прекращены. И во многом благодаря омскому «Полёту» система ГЛОНАСС не прекратила своего существования.
Совместными усилиями руководства ПО «Полёт», руководства Омской области, Росавиакосмоса вопрос был поднят на уровне Правительства РФ. В 1999 году вышло постановление Президента РФ о поддержании и развитии ГЛОНАСС. В 2001 году Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Глобальные навигационные системы», которая предусматривала создание, развитие и модернизацию собственной навигационной российской группировки, которая должна прийти на смену американской системе СРЗ. Производство космических аппаратов ГЛОНАСС было передано Красноярску. Последний омский космический аппарат совместно с двумя красноярскими «Глонасс-К» выведен на орбиту 25 декабря 2005 года.
А в конце 2007-го производственное объединение «Полёт» вошло в состав ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» на правах филиала. Это дало возможность предприятию приступить к выпуску техники нового поколения: универсальных ракетных модулей семейства ракет-носителей «Ангара», малых космических аппаратов на базе унифицированной космической платформы «Яхта», комплектующих и конструкций для ракет-носителей «Протон-М» и «Рокот».
Что же касается ГЛОНАСС, то всего в омском производственном объединении «Полёт» было изготовлено 89 спутников системы ГЛОНАСС: 88 запущено, один использовался в качестве макета. Между прочим, 88 — число, с точки зрения нумерологов, очень позитивное: оно означает бесконечное движение.