Московский театр «Новая опера» имени Е. В. Колобова и Омский симфонический оркестр представили концертные версии всемирно известных опер «Волшебная флейта» В. А. Моцарта и «Севильский цирюльник» Дж. Россини. За дирижерским пультом был заслуженный артист России Евгений Самойлов, в недавнем прошлом художественный руководитель Омского симфонического оркестра.
Старые знакомые
Евгений Самойлов в «Новой опере» дирижирует 20 лет, не уходил и когда возглавил наш оркестр — удавалось совмещать работу в Омске и Москве. Знакомы омичи и с «Новой оперой». Театр был участником двух фестивалей «Панорама музыкальных театров России». А это значит: омский зритель был подготовлен к тому, что придется удивляться. «Новая опера» — театр поиска, эксперимента, и при этом — высочайшей музыкальной культуры. В Омске коллектив привез оперы в концертном исполнении. Полноценные гастроли — с декорациями, хором, оркестром -обошлись бы слишком дорого. Впрочем, и «полуспектакли» произвели на зрителей большое впечатление.
Лицедейство, как в драме
Удивительные голоса — у всех артистов. При этом завораживающее исполнение самой сложной музыки без каких-либо видимых усилий, и лицедейство, как в драме. Кажется, «моцартианство», праздничная легкость таланта — это и есть стиль «Новой оперы». Трудно ли артистам совмещать вокал и актерскую игру, петь в немыслимых раньше для классических певцов позах?
-Таковы условия мировой оперы сегодня, — говорит солист Алексей Татаринцев. — Конечно, петь, стоя на голове, невозможно, а, например, лежа — очень удобно: ведь ребенок, рождаясь, издает яркий, пронзительный крик -у него изначально правильное дыхание. Мы учим языки — оперы звучат на языке оригинала, а диалоги — по-русски. Это правильно, это культура театра.
У режиссера — третья роль
Основатель театра Евгений Колобов в самом начале своей карьеры был убежден в том, что главный постановщик оперного спектакля — дирижер.
Режиссер концертных версий привезенных в Омск спектаклей Алла Чепинога уверена, что у режиссера вообще третья роль. Сначала композитор, потом дирижер и солисты.
Режиссер должен иметь музыкальное образование. Сегодня в оперу приходят ставить из театров драмы, потому что это самый простой путь к международной известности. Чтобы было совместное творчество, нужны профессионалы.
Эксперимент во благо музыке
«Новую оперу» называют новаторским театром. Когда-то оперный жанр называли самым консервативным. Сегодня во всем мире на оперной сцене — эксперименты на грани скандалов. Никаких рамок в полете творческой фантазии — в опере Мусоргского зритель может увидеть чекистов в форме, в опере Верди — героев и вовсе без какой-либо формы. Где порог, за который экспериментаторам переступать нельзя?
— Эпатаж — это быстрый путь к тому, чтобы о тебе заговорили, — считает Евгений Самойлов. — Нужны большие усилия, чтобы найти психологическое оправдание роли -настоящие режиссеры этим и занимаются. Я, например, спорил с режиссером при постановке оперы «Князь Игорь». Показалось, что трактовка не совсем адекватна, подчеркивается, например, как много русские пьют. Но спектакль вышел зрелищным. В половецких плясках заняты все артисты, хор танцует. Спектакль вышел дорогим, потратили 13 миллионов, но окупился за год. И «Волшебная флейта» на сцене театра поставлена нетрадиционно — в виде балагана, со сложным гримом актеров. Одним зрителям нравится, для других — неожиданность. Главное, чтобы при постановке все сошлось и эксперимент был во благо музыке.