Представительная власть города после эмоционального заседания (других в этом созыве горсовета не бывает), прошедшего 26 декабря, сделала перерыв в работе до 21 января. По традиции «на флажке» депутаты утвердили в окончательной редакции бюджет Омска на 2013 год. Кроме того, было принято еще несколько важных решений: утвержден тариф на проезд в общественном транспорте, передан в аренду имущественный комплекс МУП «Омскэлектро», на базе комитета горсовета по вопросам ЖКХ, транспорта и строительства созданы два новых.
Мэр Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ: «Я благодарен депутатам за поддержку»
Я очень благодарен депутатам и всем, кто напряженно работал последние два месяца над формированием бюджета и тем, чтобы максимально рачительно использовать ресурсы, которыми мы располагаем. Сейчас бюджет принят и его надо исполнять. А те, кто должен увеличивать доходную часть бюджета, обязаны этим заниматься, Вот стра гегическая задача на 2013 год.
Как вы знаете, весной мы обратились в Совет Федерации и обнародовали 14 позиций. Они касались изменения межбюджетных отношений. Реакция уже есть. Первый шаг — это штрафы за нарушение правил по благоустройству: они будут теперь поступать в городскую казну, а раньше шли в областную. Отменяются льготы по федеральным землям, которые находятся в ведении Министерства обороны, Федеральной таможенной службы. Ведомства будут платить налог на землю, который частично поступит и городской бюджет. Теперь по дорожному фонду. С 2014 года мы будем получать 5-10 процентов м бюджет. То есть, реакция есть.
Проблема финансового обеспечения муниципалитетов остро стоит в России. Совсем подавно и президент Владимир Путин сказал, что нужно изменить межбюджетные отношения в пользу муниципалитетов. На мой взгляд, идет совершенно нормальная работа в этом направлении. Ассоциация сибирских и дальневосточных городов полностью поддержала Омск и обратилась в Государственную думу. Текст обращения почти идентичен тому, с которым чуть рапсе обратился туда Омский город-< кой Совет. Повторяю, это касается всех муниципалитетов.
Спикер горсовета Галина ГОРСТ: «Транспорт должен работать лучше»
— Вопрос о повышении платы за проезд для населения был одним из самых сложных на заседании. Изначально озвучивалась цифра в 21 рубль, и именно эта цифра должна была прозвучать как экономически обоснованная. Она вызывала большие сомнения у депутатов: что же включается в затраты транспортников, чтобы показать эту стоимость. Даже когда было предложено установить стоимость проезда на уровне 18 рублей, депутаты не согласились. И мы благодарны администрации города, что она изыщет дополнительные средства для того, чтобы можно было дотировать разницу между тем, что установила РЭК, а это от 18 до 19,5 рубля, и утвержденной стоимостью проезда в 16 рублей. Думаю, что жители в любом случае должны оценить не стоимость проезда, а результативность работы общественного транспорта, он должен гораздо лучше работать. Чтобы не оставлять город без муниципального транспорта, мы и вынуждены были пойти на такие жертвы.
У нас в бюджете заложено 237 миллионов рублей, и предложенная поправка с 18 до 16 рублей предусматривает изыскание дополнительных расходов. Здесь мы как бы балансируем. Когда утверждали бюджет, нам показывали доходную и расходную части. Если направляем деньги на повышение заработной платы педагогам, воспитателям дошкольных учреждений, мы должны видеть, откуда эти деньги появляются. Вот эти деньги администрация должна тоже изыскать. Нельзя увеличивать дефицит бюджета, он у нас сегодня предельный. Принятый бюджет, безусловно, напряженный, но мы надеемся, что у нас в течение года появятся еще доходы. Именно над ЭТОЙ работой депутаты как раз и должны задуматься. Правы депутаты, которые говорят, что нужно искать дополнительные источники доходом. И правы те из них, кто говорит , ЧТО необходимо совместно работать с областным правительством, С Законодательным собранием, чтобы бюджетный процесс изменился и пользу муниципальных образований.
Первый вице-спикер горсовета Василий МАМОНТОВ: «По неналоговой части возможности большие»
Особенностью бюджета на 2013 год является то, что в нем заложено много долгосрочных целевых программ. Это очень хорошо. Программы можно наполнять, в том числе и за счет бюджета вышестоящего. Нужно работать с налогами, то есть с землей, — это однозначно. Открытие новых рабочих мест и увеличение сбора НДФЛ — тоже существенный резерв. По неналоговой части еще больше возможностей. Налицо низкая доходность муниципальных предприятий. В том числе городских рынков. Предприятие создается для того, чтобы получать прибыль. Это учреждение работает за счёт бюджета, а там цель — прибыль. Вот прибыли-то, мягко говоря, маловато Я все время вспоминаю, что в свое время одна только вещевая оптовка на Левобережье приносила в бюджет города 70 миллионов рублей в год. А теперь все муниципальные рынки дают в казну от 4 до 7 миллионов.
Если судить по опыту прошлых лет, в течение года бюджет города подрастает на один-полтора миллиарда рублей. Не забывайте, что мы готовимся к 300-летию Омска, поэтому федеральные деньги будут поступать. А в каком количестве, не готов сказать.
Что касается дефицита бюджета то он предельный. И это может сыграть негативную роль, особенно в начале 2013 года. Необходимо повышать зарплату. Есть решение, а у нас нет дополнительных доходов и дефицит уже есть. Делать заимствования нельзя. Придется, видимо, кроить социальные статьи бюджета.
Кроме того
Завершена эпопея с реорганизации МУП «Омскэлектро». Депутаты приняли решение отдать муниципальные электросети в долгосрочную аренду сроком на 49 лет одному ЗАО «Омскэлектро», который контролирует депутат Заксобрания Омской области Сергей Калинин. Нельзя сказать, что это решение было единодушным. Но похоже, что бесконечное обсуждение проблем спасения многострадального электропредприятия настолько утомило депутатов, что они сочли за благо согласиться на предложенный мэрией вариант, последствия которого оценить пока сложно.
Помимо этого, комитет горсовета по вопросам ЖКХ, транспорта и строительства, который до недавнего времени возглавлял Игорь Погребняк, был расформирован. Вместо него созданы два новых комитета: по вопросам ЖКХ и транспорта; по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования. Их председателями соответственно избраны депутаты Виталий Путинцев и Игорь Антропенко.