НАРКОСЕРВИС: «ЗАРЯЖЕННАЯ» ИГЛА — ПО ЖЕЛАНИЮ

Такую услугу сегодня оказывают омские торговцы наркотиками требуя взамен, помимо денег, использованные шприцы

А в специальном городском обменном пункте эти шприцы просто меняют на новые. Число ВИЧ-инфицированных россиян (большинство из них — наркоманы) приблизилось к 50 тысячам. В 1999 году в России было выявлено 18218 Новых случаев ВИЧ-инфекции, что в 1,7 раза больше, чем за весь период надзора за этой инфекцией с 1987 года (за 2000 год пока данных нет). Это позволяет утверждать, что страна охвачена эпидемией.

Когда в России взялись осуществлять программу снижения вреда от внутривенного введения наркотиков, сомнений было достаточно: все-таки вопреки отечественному менталитету, беря за основу опыт стран Запада, приверженцами программы предлагались неординарные меры. Например, обеспечить употребляющим наркотики бесплатный обмен использованных шприцев на новые, стерильные. Подразумевалось, что тем самым мы добьемся снижения риска распространения ВИЧ и прочих передающихся через кровь инфекций.

В спорах ломались копья, однако компромисс с официальной медициной и правоохранительными органами в итоге был найден. Два года назад специалисты городского и областного наркодиспансеров и СПИД-центра прошли в Москве специальную стажировку. А спустя некоторое время при СПИД-центре начал работу стационарный обменно-консультационный пункт.

Медицинская статистика утверждает: до 90 процентов всех выявленных носителей ВИЧ-инфекции — наркоманы. Каждый второй из них, а то и чаще, заражен гепатитом. Умножьте это на озлобленность по отношению к окружающему миру, на дремучесть в вопросах гигиены инъекций (почти все наркоманы считают, что для обеззараживания шприца достаточно подержать его под струёй горячей воды из-под крана)… Прогнозы медиков неутешительны: в ближайшее время 25-тысячная армия только официально зарегистрированных наркоманов будет увеличиваться, и к имеющемуся у нас 81-му ВИЧ-инфицированному наверняка добавятся другие. Но если лавину эту нельзя пока остановить, то в наших силах научить хоть какую-то часть «сидящих на игле» осторожности.

Первые любители всадить в кое-как найденную «дохлую» вену шприц, переступая порог обменного пункта, были настороже, остерегаясь, что медики сдадут их милиции. Но прием здесь ведется анонимный, на консультации к наркологу, другим специалистам, сдачу крови на ВИЧ и гепатит направляются только добровольно. Да и правоохранительные органы, по словам врача-эпидемиолога Ольги Агафоновой, с пониманием отнеслись к программе. Кстати, обеспечивает пункт шприцами, презервативами, просветительскими брошюрами Омское отделение российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании». Правда, поначалу накладка вышла: фонд закупил шприцы «не той дозировки». Наркоманы выразили недовольство, дескать, кайф не такой силы испытывают. А вообще им, конечно, не до «разборок». Иные, рассказывает врач-эпидемиопог Валерий Данилов, ждут с дрожью в теле минуты, когда шприц наконец-то будет получен и можно бежать делать укол.

Хотят ли наркоманы избавиться от своей пагубной привычки? И могут пи? Не все. Вот что говорит один из них — Владимир К.: «Я бы, может, и бросил ширяться. Но вот посудите: «под наркотой» я совершил преступление. Срок тянул на «наркоманской» зоне. Об излечении, понятно, не было и речи. Потом вернулся: в ту же компанию, в тот же подъезд… Работы нет, другого круга общения нет. Прежние дружки наведались сразу и снова предложили укол. Отказаться я не смог».

А вот от героина многие, насколько хватает сил, держатся подальше.

Понимают: во-первых, дорого, во-вторых, привыкание наступает почти сразу, в третьих, жизнь-то все равно одна… И все же Западная Сибирь у поставщиков героина — на прицеле. Сейчас он идет по относительно невысокой цене. А когда местные наркоманы основательно на него «сядут», тогда и цены взлетят.

Но страшно не только это. В людных местах идет продажа шприцев, уже заправленных наркотиками. Кроме денег, от покупателя требуют еще и использованный шприц. Разумеется, торговец не будет потом его обеззараживать, ему наплевать на инфекции. И теоретически Омску может угрожать ситуация, сложившаяся в Иркутске. На 1 января 1999-го там было зарегистрировано всего пять ВИЧ-инфицированных. И вдруг небывалая для страны неожиданная вспышка: на 1 января 2001 года зарегистрировано почти 8000 (!) носителей ВИЧ-инфекции. По одной из версий, так Иркутску аукнулась торговля заряженными (и явно зараженными) шприцами.

Врачи омского стационарного обменно-консультационного пункта в каждом своем клиенте стараются увидеть человека таким, каким он был до первого знакомства с наркотой. Вот молодая пара. Мужчина — из очень состоятельной семьи. Сначала он удачно скрывал свою наркозависимость от подруги, потом же, что закономерно, и она «подсела на иглу». Их ребенок родился в ломке…

— Для нас главное — сделать пункт обмена шприцев постоянным и твердо придерживаться правила: никаких репрессий по отношению к приходящим сюда людям, — отмечает президент Омского отделения фонда «НАН» Сергей Катанцев. — Кстати, данная программа, пожалуй, самая простая форма профилактики ВИЧ-инфекций. Затраты на обеспечение работы пункта несопоставимы с затратами по лечению инфицированных ВИЧ и гепатитом.

Судя по стремительному росту эпидемии во многих городах России, ясно: надо принимать хотя бы экстренные профилактические меры. На сегодняшний день в нашей стране получили финансирование около 40 программ, которые включают в себя в том числе и обмен шприцев. Финансирование их производится частично из местного бюджета (для Омска это пока нехарактерно), частично — различными международными организациями и фондами, как в нашем случае. Однако осуществление программ зачастую затруднено из-за отсутствия законодательной базы и федеральной финансовой поддержки.

А между тем сегодня кто-то еще впервые попробовал наркотики…

Адрес Омского СПИД-центра и обменно-консультационного пункта: ул. 50 лет Профсоюзов, 119. Прием с 12-00 до 17-00, кроме выходных.