Омским артистам, неоднократным призерам конкурсов и фестивалей, аплодировали не только в Европе и Америке, но даже в Мозамбике. Несколько лет назад концертный коллектив, который по факту давно стал визитной карточкой Омской области, взял курс на обновление, но результат эксперимента получился неоднозначным, и в феврале 2013 года художественному руководителю Олесе СИДОРСКОИ пришлось уйти, уступив место лидера композитору и хормейстеру Александру ЗОБОВУ, который уже руководил Омским русским народным хором с 1998-го по 2005 год. О том, чем живет прославленный творческий коллектив сегодня, к каким целям он стремится и чем будет удивлять французских зрителей на XVI Фестивале российского искусства в Каннах, который состоится в августе, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ поговорил с директором Омской филармонии Василием ЕВСТРАТЕНКО.
Василий Иванович, что происходит сейчас в Омском русском народном хоре?
Происходят коренные изменения. Не секрет, что три месяца назад к руководству Омским хором приступил Александр ЗОБОВ, ученик Георгия ПАНТЮКОВА, проработавший с ним не один год, блестяще знающий историю коллектива, имеющий свои взгляды на перспективы его развития, как с учетом великого прошлого, так и сегодняшних общественных ожиданий. И сейчас ЗОБОВ занимается сразу несколькими направлениями. В том числе возрождением лучших программ из золотого фонда Омского хора, которые планируется восстановить вплоть до малейших деталей. Александр Константинович — он и композитор, и талантливый хоровой дирижер, и, ко всему прочему, искренне влюблен в Омский хор. С балетной группой хора в настоящее время работает один из лучших балетмейстеров России Зу,фар ТОЛБЕЕВ — в прошлом сам великолепный танцор. Он уже поставил четыре новых танца, которые коллектив покажет на церемонии открытия Фестиваля российского искусства в Каннах, а с сентября Зуфар ТОЛБЕЕВ присоединится к хору уже на постоянной основе в качестве главного балетмейстера и будет готовить коллектив к новому сезону. Немаловажно, что понимание перспектив развития Омского хора у ТОЛБЕЕВА такое же, как у ЗОБОВА. Совпадение это интересное. Причем оба они трудоголики в хорошем смысле этого слова. И их совместная энергия, уважение к тому, что было, и понимание, куда необходимо двигаться, внушают уверенность, что все задуманное удастся реализовать.
Чего не хватало, на ваш взгляд, Омскому хору?
Не хватало вариативности. Поэтому уже есть задумки, например, по малым формам. Вплоть до того, чтобы некоторые программы балет смог бы показывать отдельно от хоровой группы, причем как большим, так и малым составом. Не хватало сложных больших программ, с хорошей режиссурой, которые бы охватывали такие направления, как история Сибири, ее этнография. Все это, конечно, нужно очень хорошо продумывать, чтобы люди захотели смотреть и слушать. Нужно находить увлекательный исторический материал, который бы задевал зрителей за живое. Лично мне импонирует и желание нового художественного руководителя работать с молодежью и для молодежи. Молодежная аудитория действительно требует особого внимания. Я не скажу, что проблем нет и не будет. Чем больше творческие люди работают, тем сложнее они ставят себе задачи. А реализацию этих задач нужно будет обеспечивать финансово и организационно, что невозможно сделать, естественно, без поддержки правительства Омской области. Но мы надеемся на понимание. Сейчас понимание есть.
К выступлению в Каннах Омский хор уже подготовился?
Для коллектива Омской филармонии выступление в знаменитом Каннском дворце фестивалей и конгрессов — это вообще очень ответственный момент, а Омский хор своей программой «Здравствуй, матушка Сибирь» открывает всю концертную программу XVI Фестиваля российского искусства в Каннах, поэтому мы, конечно, будем готовы на сто процентов. Вся программа, вплоть до нюансов света и звука, уже отработана. Это синтез из классических номеров, которые уже известны омичам, и новых номеров, которые еще никто не видел. Сейчас шьем новые костюмы для хора и балетной группы, приобретаем новые инструменты для оркестра. Параллельно готовим программу и для нового сезона, который откроется 17 ноября. Идет процесс большой и серьезный. Весь коллектив трудится с утра до ночи. Даже в отпуск артисты ушли только на две недели. 9 июня они выходят и опять приступают к репетициям, которые продлятся до отъезда в Канны. Мы о своей работе пока ничего не рассказываем, поскольку словами творческие моменты не доказать. Творчество может подтвердить только сцена. Увидят зрители результат — и всем будет все понятно.
Чего ждет сам Омский хор от участия в этом большом и престижном фестивале?
Я бы поделил этот вопрос на две части. Главнейшая наша задача — достойно представить Омскую область. Это самое важное. Я надеюсь, что Омский хор покажет себя достойно. Вернее, даже не так: я уверен, что они сделают максимум возможного. А все остальное — это уже потом. Есть, конечно, позитивные ожидания, в том числе по гастролям, но загадывать пока не хотелось бы.
Как воспринял творческий коллектив все те изменения, которые произошли за последние месяцы?
Если я скажу, что все сто процентов были счастливы, это будет неправдой. Но подавляющее большинство воспринимает изменения позитивно. До смены художественного руководителя ситуация в коллективе была очень сложная.
Три года просто выпали из жизни Омского хора или это тоже был в некотором роде опыт?
Конечно, это опыт. Пусть и негативный. В творчестве каждая неудача заставляет больше думать. А удача расслабляет. Так что неудачи тоже важны. Творческая жизнь — это постоянное стремление к совершенству, но вся она состоит из чередований удач и неудач.
Вы говорили о работе с молодежью. Где ищете таланты для пополнения Омского хора?
Прямо скажем, непросто их найти. Работая со студентами областного колледжа культуры и искусства и студентами факультета искусств университета, мы столкнулись с тем, что подготовка кадров в хореографии и хоровом исполнении, на наш взгляд, получила не то направление. Ребята учатся на бюджетных местах, а мы не можем подобрать себе кадры. Да и с солистами сегодня очень большая проблема.
Молодые артисты хотят сегодня попасть в Омский хор?
В подавляющем большинстве хотят. Но они обучены другому. Поэтому приходится всех переучивать, а переучивать, как вы сами понимаете, всегда сложней, чем учить. Вот сейчас пытаемся опять наладить взаимодействие с нашей хореографической студией «Солнышко». Раньше мы помогали перспективным ребятам из этой студии поступить в училище, потом в институт, а практическую основу они получали, уже работая в балете Омского хора. Раньше мы таким образом половину балетной группы формировали.
Вы с 1998 года руководите Омской филармонией, видели разные времена. Вот сейчас вроде бы и денег побольше стали выделять на культуру. Или какие-то еще проблемы мешают творчеству? Может, интерес к серьезному искусству потерялся?
Нет, зрительский интерес не потерялся, он есть. На мой взгляд, мы вступили в период, когда приходит осознание значения культуры. Все понемногу начинают осознавать, что экономика экономикой, но если мы не будем помогать искусству, творческим коллективам, особенно детским, то останемся вообще без будущего. Без культуры — это будет проживание себя, и хотя мы двигаемся к этому осознанию пока еще медленно, но все же движемся. Людей-то создает культура. Что еще очень важно, на мой взгляд, впервые в послании президента России много внимания было уделено и культуре. Вы когда-нибудь анализировали, какой процент деловых людей в России и в развитых западных странах посещают серьезные концерты, слушают классическую музыку? Ведь там считается просто неприличным не ходить на симфонические концерты. Человек с высоким уровнем культуры -он и предприниматель хороший. А иначе невозможно. Успешный бизнес — это тоже творчество. Сейчас модно вставлять всюду слово «креативный». Хотя не все понимают, что оно означает. Вот если бы мы говорили «творчески мыслящий», сразу было бы гораздо понятней.
Давно хотел спросить, а коллективов подобных нашему народному хору в стране много?
Они есть, но теперь их уже не так много осталось. И далеко не все в хорошем состоянии. Не берусь судить почему, может быть, не хватает финансирования или не все считают необходимостью поддерживать народное направление, но лично я уверен, что без таких коллективов филармонии нельзя. Они востребованы. А сейчас на концерты начинает ходить и молодежь.
Как вы считаете, Омский хор должен и дальше оставаться некоммерческим или его нужно сделать каким-нибудь эстрадно-гламурным, типа хоровода Надежды БАБКИНОЙ, чтобы он самостоятельно зарабатывал себе деньги?
Нет, в эстраду Омский хор превращаться не будет ни при каких условиях. Но при этом, как я считаю, он должен быть привлекателен для зрителей. Финансовая помощь государства филармоническому искусству — это хорошо и правильно. Ситуация на сегодняшний день такова, что серьезное искусство не сможет существовать без господдержки. Тем не менее Омский хор, как и любой другой творческий коллектив филармонии, должен и сам зарабатывать. Не в ущерб творчеству, а максимально используя свои творческие возможности. Я никогда не скрывал, что придерживаюсь в своей работе принципа трех «м», который звучит так: максимум возможностей для исполнителей, максимум возможностей для зрителей и максимальный финансовый результат. Это три главные составляющие успеха.
А какая сумма выделена на этот год из бюджета творческим коллективам филармонии?
Бюджетное финансирование на 2013 год — 235 млн рублей. В том числе на зарплаты и на финансирование новых проектов.
Успехов вам, Омскому хору, и спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы… .