ДМИТРИИ ВАСИЛЬЕВ: «МУЗЫКА-ТО, ЧЕМУ МОЖНО ПОСВЯТИТЬ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ»

4 сентября Омский академический симфонический оркестр открывает новый концертный сезон. Своими творческими планами с корреспондентом «0П» поделился главный дирижер Дмитрий Васильев

Высокий старт нового сезона

По традиции новый, 74-й концертный сезон филармонии откроет Омский академический симфонический оркестр.

Высоким стартом сезона станет выступление оркестра под управлением основателя и первого художественного руководителя коллектива народного артиста России Семена Когана.

Семена Когана всегда с трепетом ожидают в нашем городе. Профессор, народный артист России Семен Коган — выдающийся дирижер, обладающий поистине безграничными возможностями. Он возглавлял оркестры в Греции, Германии, Словакии, Франции, Италии, Болгарии, Венгрии, Польше, Турции, Корее, на Кубе. Был удостоен чести дирижировать Олимпийским гимном на открытии XXVIII летних Олимпийских игр в Афинах. 4 сентября маэстро вновь выступит с омским коллективом. В программе «Венский букет» прозвучат Симфония № 100 Иосифа Гайдна и легкие вальсы, польки и увертюры Иоганна Штрауса. А один из лучших музыкантов оркестра по традиции получит из рук маэстро награду — премию Семена Когана.

20 сентября филармония пригласила специального гостя — многократного лауреата международных конкурсов, московского скрипача Павла Милюкова. Для омичей Павел Милюков исполнит экспрессивный Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. В программе также прозвучат Симфонические танцы Э. Грига и Симфония № 9 «Из Нового Света» А. Дворжака.

Мы пытаемся воспитывать нашу будущую публику. Дети вырастут и будут ходить на симфонические концерты, приведут своих друзей. Конечно, неправильно, когда к нам приводят двухлетних малышей. Лучше начинать лет с четырех, чтобы ребенок умел себя вести.

Открытия для публики

Дмитрий Владимирович, каждый год вы знакомите омскую публику с новыми композиторами и новыми исполнителями. Что, по вашему мнению, будет интересным для публики в наступающем сезоне?

Трудно предугадать, что взорвет публику. Я бы не стал прогнозировать и что-то выделять. Любая программа для меня дорога. Специалисты филармонии разбили концерты по сериям, абонементам. Есть абонемент под названием «Триумфальная арка», в котором играют очень известные музыканты топ-уровня. В этом сезоне мы впервые представим омичам виолончелиста Дениса Шаповалова. Есть серия главного дирижера, где концерты не совсем обычные, например концерт с бандонеоном. С этим редким инструментом выступит музыкант из Нидерландов Александр Митенев. Пройдет Фестиваль новой музыки, омичи откроют для себя имена новых композиторов -Моисея Вайнберга, Филипа Спретли, Арво Пярта и других.

Давно хотел показать программу, с которой Омский симфонический выступал на открытии сезона в Московской филармонии в 2008 году. Мы ее назвали «Ода Руси». Кантата «Москва» очень патриотична и в то же время возвышенна. Ее исполнит камерный хор «Певчие» под управлением Ларисы Сабитовой. Будет много интересных дирижеров и солистов.

Как идет процесс формирования программ?

Программы предлагаю я, дирижер, параллельно выслушиваю предложения специалистов из отдела маркетинга, из отдела творческого планирования, в каком направлении лучше работать в дальнейшем. Проводится мониторинг, анкетирование публики. Я стараюсь отталкиваться от того опыта, который существует в других оркестрах, являющихся для нас примером: западных, российских. От опыта коллег из региональных коллективов — я постоянно с ними общаюсь, обмениваемся идеями.

«Взрослым быть скучно»

Вы заговорили о других оркестрах. К нам приезжал Валерий Гергиев со своим коллективом из «Мариинки», частым гостем стал Владимир Спиваков с Национальным филармоническим оркестром. Вы и ваши музыканты ходят на эти концерты?

Конечно. Во всяком случае, на последнем фестивале Спивакова побывали все. В кулуарах идет обмен мнениями. И не всегда эти впечатления положительны. Наши музыканты и к себе критично относятся, и к другим. И это хорошо. Если они находят ошибки у коллег более высокого уровня, то с этими музыкантами можно достичь многого — у них высокая планка. И ошибок у себя они уже постараются не допускать. И все равно посещения концертов других оркестров я считаю хорошей школой. Эти коллективы показывают пример своей игрой, слаженностью, тембром, ансамблем, поведением на сцене. Для нас это очень полезно.

Я посмотрела план концертов. Там, как всегда, есть детские абонементы. В детстве я часто ходила на них, до сих пор помню названия всех инструментов в оркестре — только благодаря таким воскресным встречам. Но вам это интересно?

У нас совершенно прагматичный интерес. Мы пытаемся воспитывать нашу будущую публику. Дети вырастут и будут ходить на симфонические концерты, приведут своих друзей. Конечно, неправильно, когда к нам приводят двухлетних малышей. Лучше начинать лет с четырех, чтобы ребенок умел себя вести. Мы показываем маленькие музыкальные спектакли. Конечно, публика специфическая, но знаете, какое это счастье — играть для детей. Я вижу улыбки, умиление на лицах музыкантов. Стоя за пультом, слушая музыковеда Ольгу Бурик, сам себя ловлю на мысли, что мне интересно.

Дирижер — большой ребенок?

Мы все должны быть немного детьми. Взрослым быть скучно.

В прошлом году на своем юбилейном концерте вы играли на нескольких музыкальных инструментах — барабане, скрипке, баяне, губной гармошке. Не хочется иногда отложить дирижерскую палочку и выступить перед публикой в роли баяниста?

Очень хочется, но, к сожалению, я потерял квалификацию концертного исполнения. На инструменте надо играть каждый день, чтобы не потерять форму. А я не брал баян в руки с консерватории.

«Новости узнаю из Интернета»

Недавно в Омске были опубликованы списки факелоносцев — участников эстафеты олимпийского огня. Вы — в этом списке, для вас новость стала неожиданностью? Дружите ли вы со спортом, ведь там надо будет пробежать несколько сотен метров?

Да, это было неожиданно. У нас в Омске столько достойных людей. Мне, честно говоря, неудобно. Пробегу и два, и три километра, если надо. Я в хорошей физической форме. Не качаюсь, не бегаю по утрам, но катаюсь на велосипеде. В детстве любил футбол, занимался в секции самбо. Интересуюсь результатами спортивных состязаний. Хотя телевизор не смотрю вовсе.

И даже новости?

Новости узнаю из Интернета. Так удобнее и быстрее. У меня есть любимые источники, где всегда правдивая и квалифицированная информация.

-Тогда, наверное, читаете книги?

— Долгое время увлекался современной русской литературой -Михаилом Шишкиным, Алексеем Ивановым, Дмитрием Липскеро-вым. Западную современную давно бросил -не нашел в ней того, чтобы за душу трогало, за исключением, пожалуй, Маркеса. Сейчас меня больше интересует духовная литература. Такой период. Она больше отвечает моим потребностям.

Прибой — это тоже музыка

А в кино ходите?

Есть потребность, но того кино, какое бы я хотел посмотреть, в кинотеатрах не показывают. А фэнтези и боевики меня не интересуют. Правда, в отпуске я посмотрел один фильм в самолете. Это был боевик с Томом Крузом. Примитивный сюжет, снят дорого, но все предсказуемо.

Знаю, что в отпуске вы отдыхаете у родителей в Приморском крае. Ходите там на концерты или забываете о музыке на время?

Обычно беру с собой партитуры или в Интернете слушаю какую-нибудь новую музыку, исполнителя. А вообще, дома, на море, совершенно другая атмосфера. Когда лежишь на берегу Японского моря, о какой работе можно думать? Лежать и слушать шум прибоя — это одно из высших наслаждений. Это тоже музыка, которая имеет свой ритм, свою высоту, свой характер. И под эту музыку просто хочется раствориться в природе. После этого возникает голод по работе. Очень хорошее переключение.

Что для вас музыка?

Музыка — это, возможно, не самое главное в жизни, но то, чему можно посвятить всю свою жизнь.