КОНТЕЙНЕРНЫЕ ВОЙНЫ

Расположенные по двум сторонам улицы 70 лет Октября вещевые рынки пребывают в состоянии конфронтации. И до войны уже недалеко

А где же переход?

Девушка, а девушка! — окликнула меня девица неопределённого возраста, в то время как я стояла на остановке общественного транспорта возле «китайской оптовки». — Подземный переход убрали? Как перейти на ту сторону?

Действительно, с первого раза найти тот самый подземный переход очень проблематично. Несколько лет назад небольшую площадь на этой стороне улицы 70 лет Октября заставили рядами синих контейнеров. Новые торговые места растянулись длинной узкой полосой вдоль дороги, поглотив и подземный переход.

Синий знак с человечком, спускающимся по ступенькам, сможет разглядеть только очень внимательный прохожий, да и то если задерёт голову к небу — его почти не видно среди развешанной вокруг одежды.

Но подземный переход — это лишь частности. Улица 70 лет Октября — пока ещё не линия фронта, но черта, разделяющая торговцев на «своих» и «чужих». С одной стороны торговый интернационал в лице жителей Кавказа и Казахстана, с другой — местные. Последних становится всё меньше и меньше. «Торговый город» умирает, «Китайская оптовка» — процветает.

На прошлой неделе в редакцию «Вашего ОРЕОЛА» принесли копии заявлений, под которыми подписались 127 продавцов «Торгового города». Бумаги были отправлены в мэрию и областную прокуратуру. В них предприниматели просят решить проблему с конкурирующим мини-рынком: «Остановку «Торговый город» перенесли на 500 метров от подземного перехода, поставили торговые палатки и создали мини-рынок. Покупатели не могут найти вход в подземный переход, чтобы попасть на территорию ярмарки «Торговый город». Нашедшим вход омичам преграждают дорогу «посредники», которые уводят их в другом направлении». «Ваш ОРЕОЛ» прошёлся по двум рынкам, разделённым дорогой.

«Война была в 41-м году…»

««Китайская оптовка» — бойкое место. Утро довольно раннее, но клиенты уже есть. Пока мы с фотокорреспондентом идём по узкому проходу между синими контейнерами, продавцы — выходцы с Кавказа весьма дружелюбны и желают сфотографироваться. На как только они узнают о* том, что мы из газеты, улыбок как не бывало. Выясняется, что некоторые из продавцов «стоят здесь первый день», другие превращаются в покупателей, третьи согласны говорить на условиях конфиденциальности

Конфликтов у нас с той стороной никаких нет, живём мы дружно, — подчёркивает продавец по имени Игорь.

Я опросила практически всех, кто стоит у подземного перехода, ответ как под копирку — «конфликта нет». Правда, один из продавцов всё-таки не выдержал и заявил: .Контейнерной войны нет, война была в 41-м! Они нам работать мешают!». Но как мешают — он так и не объяснил.

Мы уже на полпути к подземному переходу, когда я слышу, как кто-то громко разговаривает на каком-то кавказском диалекте и упоминает «ОРЕОЛ» — это один из продавцов уже звонит по телефону и оперативно рассказывает своему собеседнику о визите СМИ.

«Мы против незаконной торговли!»

На другой стороне улицы картина противоположная той, которую мы только что видели. Рядом со входом в подземный переход стоят несколько синих контейнеров, но они никоим образом не мешают посетителям ни пройти на другую сторону улицы, ни вглубь самого рынка. Посетителей немного, если не сказать больше — их практически нет. На главной торговой улице работает всего лишь пять-семь контейнеров.

О том, как умирает муниципальный «Торговый город», мне подробно рассказывает продавец Евгений, который уже не первый год здесь торгует. По его словам выходит, что во всём виноваты дикие налоги и рынок через дорогу.

Сюда совершенно перестал ходить народ, и это всё «закрытый» подземный переход, все клиенты, видимо, на той стороне остаются, — размышляет Евгений. — Примерно полгода тому назад было решение суда — снести все эти незаконно установленные контейнеры, но судебные приставы это решение почему-то до сих пор не выполнили. Единственное что сделали — убрали два контейнера, но вместо них на следующий день поставили один — длинный. У той стороны всё куплено, более того, есть версия, что у того, кто поставил их туда, имеются родственники в Кировской администрации. Поэтому у них никогда не проверяют документы, которых нет. А вот нас, как только мы начинаем на них жаловаться, сразу же начинают мучить проверками. Так что у нас не война контейнеров, мы просто хотим, чтобы убрали этот источник незаконной торговли!

Любопытно, что в конце марта следующего года на месте «Торгового города» должны появиться закрытые торговые комплексы, и предприниматели, которые сегодня трудятся в некомфортных условиях, будут торговать там. Но, как отметил Евгений, смысла от строительства не будет, если на противоположной стороне останутся синие контейнеры.