Проект бюджета Омска на 2014 год уже обсуждается в городском Совете. Как бы вы его охарактеризовали?
Бюджет у нас, к сожалению, очень скромный по цифрам доходов и расходов. У нас самая низкая бюджетная обеспеченность на жителя Омска в сравнении с городами-миллионниками и городами — центрами регионов, входящих в состав Сибирского федерального округа. Поэтому я, может быть, выскажу скорее пессимистические оценки или прогнозы, потому что порадоваться большему наполнению бюджета, если это произойдет, мы еще успеем. Есть такое выражение: «У нас социально направленный бюджет». Я считаю, что это не достоинство, а недостаток бюджета. Это означает, что у нас в бюджете есть только средства на заработную плату, налоги на зарплату бюджетников, на коммунальные расходы бюджетных учреждений и небольшие средства на поддержание в более-менее нормальном состоянии детсадов, школ, дорог. Но практически нет средств на капитальный ремонт жилья, на капитальный ремонт опять-таки дорог, детских садов и школ, то есть туда мы направляем только минимум средств по предписаниям надзорных органов, прокуратуры, в результате аварийных ситуаций. И фактически это означает, что муниципалитет при таком бюджете работает в режиме аварийного поддержания жизнедеятельности городского хозяйства. И это, конечно, очень плохо, потому что город не может развиваться. Оказывать больше социальных услуг, строить детских садов, ремонтировать и прокладывать больше дорог и соответственно развивать транспортную систему города. Мы в этом плане очень стеснены в средствах.
Понятно, что, если бы по-прежнему платила налоги бывшая «Сибнефть», а теперь «Газпром нефть», нам было бы, безусловно, легче, но не в нашей компетенции вернуть в регион этого крупного налогоплательщика. Хотя вот сейчас есть инициатива перерегистрировать ТГК-11 в Омске. Это хорошо, что компания из Новосибирска переедет в наш город, где преимущественно находятся ее объекты, это добавит больше миллиарда рублей в консолидированный бюджет Омской области.
В бюджете на следующий год доходов предусмотрено почти на 2 миллиарда рублей меньше, чем в этом году. Какие статьи расходов придется сокращать?
В этом бюджете мы, безусловно, не сможем выделять в прежнем объеме средства, например, на дотацию транспорта. Я бы не хотел быть человеком, который говорит плохие новости, но, видимо, придется рассматривать вопрос о повышении с начала 2014 года платы за проезд в общественном транспорте. Но льготы на проезд, конечно же, сохранятся. А вот иметь проезд в общественном транспорте ниже экономически обоснованного тарифа власти города позволить себе не смогут.
Кроме того, на заседании нашего комитета уже рассматривался вопрос о налоге на имущество — для дорогих домов и квартир. Решение пока не принято, но я думаю, что надо вводить такие вещи.
Безусловно, опять будем ставить вопрос о сокращении расходов на содержание аппарата управления. О сокращении количества муниципальных чиновников. Я говорил об этом и раньше, ну а сегодня ситуация будет активно нас к этому подвигать.
Но ведь Вячеслав Двораковский уже производил сокращения в омской мэрии…
Да, мэр делал это, но сегодня у нас нет другого выхода, если нет средств на содержание городской инфраструктуры… Вот недавно прозвучало, что муниципальный спорткомплекс «Красная звезда» задолжал за тепло. Мы же должны давать дотацию из бюджета, это спортивный объект, там занимаются дети, кто ему поможет? И мы обязаны содержать, а значит, найти деньги. Поэтому придется где-то в другом месте урезать расходы. Понятно, что я личную точку зрения высказываю относительно того, где нам придется сокращать статьи расходов. Но так думают и многие другие депутаты.
Есть ли возможность повысить доходную часть бюджета?
Депутаты уже не раз говорили, и я солидарен с ними, что нужно более эффективно использовать землю в городе. У нас сегодня не больше 40 процентов земли используется платно, то есть дает какой-то доход в бюджет в результате сбора земельного налога и арендной платы. А не менее 60 процентов — это земля, которая не приносит никакого дохода в бюджет Омска. Да, есть земли Министерства обороны, их нужно исключить из потенциального источника дохода. Однако много земли, которая просто используется без оплаты, и с этим нужно наводить порядок однозначно. Земля не должна простаивать, она должна приносить доход. Вопрос очень сложный, долгосрочный. По моим прикидкам, от 500 миллионов до миллиарда рублей мы можем ежегодно собирать дополнительно от использования земли.
И нужно, чтобы «в белую» оплачивались все налоги, в частности налог на доходы физических лиц. Интересно, знают ли люди, работающие на «газелях» в качестве водителей, что за них очень редко работодатель уплачивает все социальные взносы? И мало того, что страдает в будущем пенсия этого работника, — страдает и городской бюджет, ведь с дохода водителя не платится НДФЛ. Назову примерное соотношение. Из 70 частных предпринимателей, которые осуществляют такие перевозки, отчитались и подали налоговые декларации 14. Налоговая служба разбирается с перевозчиками, но мы на городском Совете, видимо, примем решение, что к работе на таких перевозках будут допускаться только те предприниматели, которые за предыдущий период отчитаются, сдадут декларацию, будут уплачивать страховые взносы за своих работников. В принципе, это тоже источник для пополнения городского бюджета. Придется искать и другие доходные источники, чтобы в конечном счете жить по средствам.