Генеральный директор ОАО КБТМ Игорь ЛОБОВ рассказал корреспонденту «КВ» Ирине БОРОДЯНСКОЙ о том, как выглядит омское предприятие на мировом уровне и стоящих перед ним локальных задачах.
Игорь Эдуардович, как вы оцениваете Russia Arms EXPO-2013 в целом?
Выставка в Нижнем Тагиле прошла очень хорошо. Заметно, что в 2013 году Кшз1а Аггп5 ЕХРО стала более представительной, чем в предыдущие годы. Думаю, в скором времени она станет одной из основных мировых военных выставок. Омская оборонная промышленность в лице нашего предприятия всегда занимает на ней особое место.
Какие машины КБТМ продемонстрировало в Нижнем Тагиле на этот раз?
Мы показали специальную пожарную машину (далее — СПМ. — Прим. «КВ»), плавающий транспортер и тяжелую огнеметную систему. Все четыре дня выставки шел показ на полигоне, так что техника показала себя в работе. Демонстрация возможностей наших машин была продиктована запросами потенциальных покупателей — делегаций, которые присутствовали на выставке по приглашению Рособоронэкспорта.
Как прошла для вас ВТТВ-2013? Что можете сказать о размахе омской выставки?
Хотя руководства на ВТТВ приехало меньше, чем на Russia Arms EXPO, где присутствовали и председатель Правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ со своим заместителем Дмитрием РОГОЗИНЫМ, и командующие войсками, и заместители министра обороны, тем не менее, думаю, омской выставке удалось собрать большое количество представительных российских и зарубежных участников и заинтересованных гостей. В Омске КБТМ показывало только специальную пожарную машину, так как плавающий транспортер мы не успели привезти из Нижнего Тагила. Впрочем это не страшно, так как опытный образец этой модели мы уже показывали на прошлой выставке ВТТВ.
После участия КБТМ в выставках чаще всего в прессе упоминалась сконструированная на вашем предприятии СПМ. Что это за новинка?
СПМ была сделана по заказу Министерства обороны для тушения пожаров в сложных условиях (на арсенале боеприпасов, в газохранилище и на нефтебазе), то есть во взрывоопасных зонах, куда пожарные не смогут заехать на обычной машине. К сожалению, такие случаи нередки, и обычно при пожаре на территории хранилища боеприпасов приходится эвакуировать жителей близлежащих поселений, пока огонь не погаснет сам собой. С СПМ этого делать не придется. Она защищена броней от осколков любых боеприпасов, если они взрываются на расстоянии не менее пяти метров. Если на месте возгорания существует особая опасность, то СПМ может управляться без экипажа, с удаленного пульта управления. СПМ была сконструирована с использованием узлов и агрегатов танка — двигателей, гусеницы, ходовой части, катков.
У СПМ есть аналоги?
Существуют пожарные машины, которые сделаны на основе танка, но наша СПМ сочетает в себе ряд уникальных характеристик: имеет максимальную на сегодня емкость — 25 кубических метров воды, способна работать в безэкипажном режиме, оснащена специальными приборами ночного видения, которые позволяют ей свободно ориентироваться в дыму, а также подлежит транспортировке железнодорожным и воздушным транспортом. Кроме того, для экипажа СПМ создана удобная кабина, схожая с салоном легкового автомобиля. Машины, которая сочетала бы в себе все эти качества, больше нигде нет. Наши конструкторы под руководством Дмитрия АГЕЕВА создали СПМ менее чем за год от возникновения замысла до окончательной сборки. Возвращаясь к выставкам, СПМ показала себя во всей красе: ездила, тушила пожар, демонстрировала работу в безэкипажном режиме.
Как обстоят дела с кадрами на предприятии? Сколько человек работает в КБТМ сейчас?
Не секрет, что с кадрами у нас, как и на других омских предприятиях промышленности, все обстоит неоднозначно. Работы много, и, несмотря на то, что за последние два года мы приняли на работу тысячу человек, рабочих рук по-прежнему не хватает. Сейчас у нас в штате более 4300 сотрудников, но мы хотим еще прирасти человек на 400.
Вы занимаете активную позицию в решении кадрового вопроса?
На сегодняшний день мы заключили 160 договоров о целевом обучении с омскими вузами. Тем студентам, которые хорошо учатся, по итогам сессии мы выплачиваем дополнительную стипендию. Стараемся работать и со школьниками. В 2013 году КБТМ взяло шефство над школой № 122. В дальнейшем мы планируем расширять это направление. На самом предприятии у нас хорошо развито наставничество. В отведенных законом рамках мы самостоятельно обучаем станочников, токарей, слесарей, фрезеровщиков. Стараемся способствовать продолжению обучения тех специалистов, которые у нас уже работают. Кто-то учится заочно, многие проходят дополнительное обучение. Наш главный металлург, к примеру, проходил стажировку в Германии. Конечно, чтобы конкурировать на рынке труда, мы увеличиваем зарплату нашим сотрудникам. В 2013 году средняя заработная плата в КБТМ превысила среднюю по региону, перевалив за 25 тысяч рублей. В ближайшее время мы объявим о вакансиях по рабочим специальностям с заработной платой от 40 тысяч рублей. Надеемся, что благодаря всем этим мерам люди, которые не трудоустроены или не довольны своей работой, к нам потянутся.