УШАТ ХОЛОДНОЙ ВОДЫ ОТ ВИКТОРА НАЗАРОВА

Мелкий «пирожковый» предприниматель рассказал губернатору правду о том, как делается бизнес в Омске

В пятницу, 6 декабря, на открытии стратегической сессии «Конкурентные точки роста Омской области» после выступления министра экономики Сергея ВЫСОЦКОГО, рассказавшего о планах на будущее и перспективах партнерства власти с бизнесом, взял слово губернатор Виктор НАЗАРОВ, заявивший, что в порядке обсуждения вынужден опрокинуть на выступавшего ушат холодной воды. И привел пример с предпринимателем, который год не мог официально поставить в Омске киоск для торговли пирожками, в то время как его сосед не стал ждать разрешений, сразу же поставил такой киоск, нелегально подключившись к электроэнергии, и весь этот год без проблем проработал. Как удалось выяснить «КВ», с «пирожковым» предпринимателем губернатора познакомили однокурсники-юристы, НАЗАРОВ попросил того изложить все это письменно. Вот это-то самое письмо «КВ» и попросили у губернатора, чтобы напечатать в газете. Понятно, что предприниматель свое имя указывать не стал — ему еще в Омске работать.

1. При регистрации ИП проблем не возникает. Существует много фирм, оказывающих такие услуги. Кто может, делает это самостоятельно. Дольше, зато экономия. В УФНС проблем тоже нет. Все оперативно, четко и
точно — процесс отработан.

2 Постановка на учет во все необходимые инстанции также проблем не вызывает, так как носит уведомительный характер.

3 Определение места работы. Рассмотрим на примере: бизнес связан с приготовлением и реализацией пищи в небольших объемах. Где будем работать и как этого достичь? В городе существует масса аналогичных киосков. Выбираем понравившееся нам место, идем в городской департамент имущественных отношений.

На выбранное вами место необходимо согласие городского округа, которое вы можете не получить. Затем на выбранное вами место объявят конкурс, эта процедура длится около года, и не факт, что конкурс выиграете вы. Если к этому добавить, что все теплые, пользующиеся спросом местечки уже разобраны, то вы начинаете понимать бесперспективность этой затеи. Идем другим путем. Кто-то когда-то уже заключил договор аренды с городом на определенные места. На этом месте стоит киоск прежнего владельца. Механизм прост. Вы покупаете киоск с местом и одновременно переоформляете аренду на себя. Но если киоск стоит 100 тысяч, то вы прежнему арендатору земельного участка и владельцу киоска платите 350-400 тысяч. То есть вместо, допустим, 10 тысяч за участие в конкурсе и 100 тысяч — стоимости киоска вы платите 350 тысяч. Затем долгая процедура переоформления договора аренды участка. А если вы хотите не один, а несколько киосков? Это будет уже очень дорого, не у каждого начинающего предпринимателя есть такие деньги. Кроме того, все время присутствует страх, а все ли нормально? Не обманут ли тебя на этапе покупки киоска, переоформления земельного участка? Получается, покупаете кота в мешке. Есть случаи одновременной продажи киоска с местом сразу трем разным участникам. Как тут не бояться? Деньги-то немалые. В то же время, обходя все эти законные пути, некоторые особенно ушлые устанавливают киоски где хотят, в хлебных местечках, при этом не платят в бюджет ни копейки, занимая муниципальные места. Вопрос с подключением к свету они решают кулуарно с хозяевами рядом стоящих точек. Что им за это грозит? Да практически ничего. Проверки проводятся только по заявлениям каких-либо лиц. Плановых проверок законности занимаемых мест нет. Максимум, как их накажут, подадут иски в суд. А подадут ли? И сколько времени пройдет? Вот и стоят они бесплатно, на глазах у всех, с минимальными временными и финансовыми затратами для особо ушлых бизнесменов. Где уж говорить о честной конкуренции!
4 Теперь у вас есть место. Но договоры на теплоснабжение и электричество заключены с прежним владельцем киоска. И начинаются великие мытарства ИП. Казалось бы, что тут сложного. Киоск всего 15 метров. Свет и тепло проведены законно, есть договоры. Всего-то взять да заменить вторую сторону, то есть ИП. Ничего не меняется, та же мощность, та же проводка, те же схемы размещения, те же трубы. Ан нет….

5 Омскэлектро. Я хочу платить за свет. Я законно занял это место с уже существующей проводкой и договором. Но не тут-то было. Для переоформления второй стороны договора требуется целый пакет документов, целесообразность сбора которых поддается сомнению. Зачем, например, нужен акт проверки готовности энергопринимающих устройств, если ЭТО уже все было и стояло бы еще при старом владельце в том же виде много лет? Та же история и с актом границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. А протокол испытаний (прозвонка)? Нового-то не появилось, и старое не переоборудовалось. Тогда зачем эти документы истребуются?

6. Допустим, мы их оформили. При этом из-за бюрократических препон и неумелой организации труда в данной организации мы четыре раза едем в офис на Л. Чайкиной. Сдав акт границ балансовой принадлежности, звоним регулярно и узнаем судьбу нашего документа. Узнаем, что его переправили без нашего ведома по территориальности на ул. Поселковую, откуда вам и предстоит его забрать. Но печати головного офиса на документе нет.

Вы сами опять едете на ул. Л. Чайкиной, чтобы его сдать для проставления печати. И опять уезжаете ни с чем. Никто же не побежит вам тут же ставить подписи и печати. Приедете еще раз, предварительно позвонив. Полученные в течение трех месяцев документы уже увезём в другой офис, у цирка, для заключения договора. Понятно, что их могут возвращать, предъявляя вам каждый раз различные претензии. И вот это, казалось бы, минутное переоформление у вас уже длится полгода, а то и год. При этом никто не делает за вас ваши дела, не решает ваши проблемы бизнеса, тормозится развитие вашего дела, к которому вы стремились. А крайних-то и нет.
7. Та же история с Теплосетью. Необходимость в требовании справки об отсутствии задолженности перед Теплосетью отсутствует, неужели организация сама у себя не может эту информацию взять? Или заключить договоры об обмене указанной информацией в электронном виде? А уж что говорить о требуемых доку-ментац^АКТ (ТС) 15? Я, как ИП, который хочет накормить людей, даже и не знаю, что это такое. И вот вместо того, чтобы развивать свой бизнес, увеличивать объемы продаж, создавать рабочие места, получать прибыль и платить налоги, я вынужден занимать свое время непроизводительными и неоднократными походами по различным инстанциям.

8. А контролирующие органы? Пожнадзор и Роспотребнадзор? Учитывая правила противопожарной безопасности, вы должны использовать только определенные строительные материалы. И вместо того чтобы постелить в киоске общей площадью 15 квадратных метров линолеум за 300 рублей за метр, вы должны купить линолеум, как минимум, в четыре раза дороже. И так по всем позициям — потолок и т. д.

9. Это только на бумаге по закону предприниматель защищен. Да, планы проверок составляются заранее, и первое время вас и проверять-то не имеют права. Но это не распространяется на внеплановые проверки. И вот плодятся устные и письменные обращения якобы недовольных граждан имени которых никто не имеет права сообщать (порой они не известны либо сфальсифицированы). И пока идут проверки и разборки, вплоть до приостановления деятельности ИП доказывая свое право в суде, ИП теряет не только свой доход, но и веру в государство и в свою мечту накормить вкусно, качественно и недорого.

10. Но есть еще один интересный факт. К полномочиям контрольных органов вплотную подбираются общественные организации по защите прав потребителей. Предъявляя свои удостоверения, представители
этих организаций требуют документы, превышающие их полномочия. Потом, запугивая продавцов, встречаются с собственником, общаются 10 минут и требуют за свои услуги различные суммы. Под услугами подразумевается озвучивание требований к общепитовскому законодательству, которые ИП, решив открыть свое дело, уже изучил. Указанные требования не всегда выполнимы. Например, расклад продукции по калорийности отсутствует и в больших ресторанах, не то что в киосках. А кто будет писать, сколько в пирожках
или самсе граммов начинки? К сожалению, законодатель не разграничил требования к общепиту большому и полному от маленького киосочного. Так, к киоскам, торгующим общепитом, должна быть проведена проточная вода и канализация. Покажите мне хоть один киоск общепита в городе, где это требование выполняется. При так называемых проверках общественные организации ссылаются на отсутствующие обращения граждан. Цель — получить с ИП деньги под официальным предлогом. А ведь таких общественных организаций в городе зарегистрировано не менее 15, и представитель (притом не один) каждой из них может прийти к вам.

11.А если вы захотели получить государственные деньги на развитие вашего бизнеса, готовьтесь не просто к участию в конкурсах, а к бюрократическому подходу при сдаче документов. Если возникают нештатные ситуации, то деньги вы или не получите или потратите
уйму времени на сбор документов, перечень которых изначально неизвестен ни вам, ни Фонду. Например, при защите проекта на государственный грант вы планировали взять в аренду землю и купить новый киоск. Но, как мы выяснили, проще идти другим путем. Вы купили уже готовый киоск с арендой земли. Только вот киоск стоит намного дороже, чем вы планировали. Зато вам не нужны кондиционер, отопление — они уже есть. И вы бы хотели, чтобы эти деньги были засчитаны на другие необходимые вам предметы и оборудование. Но не тут-то было. Вам либо засчитают нецелевое использование, либо потребуют много дополнительных документов, которые придется оформлять и собирать задним числом, а это не всегда возможно. Так как процедура зачета несовершенна, необходимо ее четкое регламентирование при совместном взаимодействии Фонда и контролирующих его финансовых органов.
12. У нас есть Фонд поддержки предпринимательства. Это очень хорошо. Можно получить консультации, есть горячая линия. Но ситуация, когда только ИП идет в Фонд, не совсем правильная. Нужна и обратная связь. Например, поучаствовали в конкурсе на грант, выиграли, стали участником. Фонд ставит вас на учет не только для отчетности по использованию бюджетных средств, но и для информирования и сбора для участия в различных семинарах с участием узких специалистов. Ведь у начинающих предпринимателей вопросы возникают по мере их деятельности. Хорошо бы собрать всех грантополучателей для обмена опытом по итогам полугодия и года, для взаимного общения друг с другом, специалистами Фонда и решения вопросов в оперативном режиме.

13 . Государство, обещая предпринимателю «зеленый свет», должно по максимуму помочь ему на деле, а не на словах решать организационные вопросы, возникающие у него в процессе создания бизнеса, чтобы предприниматель все свое время и силы мог направлять на реализацию своих идей и целей. Возможно создание как специальной организации, так и создание подразделения в уже существующих структурах. Так, например, эта организация могла бы на государственном законном уровне оперативно решать вопросы с электро — и теплосетями, одновременно оформляя документы сразу на энное количество предпринимателей. И тогда второй стороной будет не предприниматель, которого мытарят специалисты этих организаций, а государство. Будет и порядок, и оперативность в оформлении документов, отсутствие бюрократизма и выжимания денег, а также освободившееся время у предпринимателей. Время, которое предприниматель знает куда потратить качественно для достижения общих с государством целей.