ДМИТРИИ МАЛИКОВ: «МНЕ СЕГОДНЯ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ ИГРАТЬ, ЧЕМ ПЕТЬ»

Певец, композитор и пианист, народный артист России Дмитрий Маликов выступил в Омске, представив в Органном зале благотворительный проект «Уроки музыки», а в Концертном - инструментальное шоу «PLANOMANIЯ»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ремень на крышке пианино

У Дмитрия Маликова отец — народный артист России, а мать — балерина. О том, как в творческой семье настойчиво приобщали сына к музыке, он рассказывает так:

— Мой отец Юрий Маликов — известный музыкант, основатель ВИА «Самоцветы». Меня рано стали учить музыке. Когда отец уезжал на гастроли, он доставал ремень, клал его на крышку пианино и говорил: «Пусть этот ремень напоминает тебе о том, что, вернувшись, я могу тебя серьезно наказать за лень». А я тогда мечтал быть хоккеистом, «легендой № 17». И вот мне надоедало смотреть на этот ремень, я его скидывал к стене за фортепиано. Папа возвращался, снова уезжал на гастроли и всякий раз доставал и клал на крышку новый ремень. Так продолжалось до тех пор, пока не оказалось, что брюки нечем подпоясать. И тогда моя младшая сестра наябедничала: «Папочка, смотри, где все твои ремни пылятся». И отец достал ремень и устроил мне порку. Никогда этого не забуду.

Я не призываю бить детей, но всегда говорю родителям: сначала нужно немножко заставлять заниматься музыкой. Ко мне часто подходят люди, которые говорят: «Я тоже учился игре на фортепиано, но бросил, а теперь жалею». Бросить очень легко, а вернуться к музыке почти невозможно. Поэтому я благодарен папе за урок и всем взрослым советую быть построже.

На репетиции он прослушал 26 юных музыкантов Омской области, восемь из которых выступили вместе с ним перед публикой. После «Уроков музыки» Дмитрий Маликов сделал щедрый подарок: вручил Тарской школе искусств сертификат на покупку рояля.
Концерты без эгоизма

Дмитрий, в чем смысл проекта «Уроки музыки»?

Я даю возможность талантливым детям почувствовать, что такое сцена. И уповаю на то, что такие встречи могут повлиять на судьбу ребенка, поддержать его на пути в музыку. Знаю это по себе: в 18 лет в страну приезжал великий пианист Владимир Горовиц, и эта встреча осталась в памяти на всю жизнь. Пусть это звучит высокопарно, но хочется сделать что-то полезное. Омск — 57-й город, где в этом году прошли «Уроки музыки», на них побывало более 30 тысяч детей. И если хоть один ребенок после этого не бросит заниматься музыкой, значит, польза есть.

Вам понравились омские юные музыканты?

В Омске одна из самых сильных школ подготовки музыкантов. Приятно было, что дети играют классику. И Органный зал замечательный. Культурный город. Когда приезжаешь с обычным эстрадным концертом, не очень это понимаешь. Артисты — большие эгоисты, зациклены на себе, и вечерние концерты — Эгоистичные. А этот проект позволил познакомиться не только со школами искусств, но и вообще с культурой в регионе. Люблю посещать художественные музеи. Я видел коллекцию вашего Музея имени Врубеля в Третьяковке в рамках большого проекта «Золотая карта России». Она великолепна.

От успеха голова не закружилась

Вы едва ли не единственный на эстраде, кто окончил Московскую консерваторию с красным дипломом и совмещает шоу-бизнес и серьезную музыку. Были ли в молодости сомнения, желание оставить классику ради успеха в шоу-бизнесе?

Если говорить честно и откровенно, то, во-первых, в классике нужно быть гением. А я не гений, могу смело в этом признаться. Во-вторых, я совершенно случайно, неожиданно и резко стал очень популярным эстрадным исполнителем. Это случилось в 18 лет, и было так здорово! Я писал песни, и они становились популярными почти автоматически. Когда в руки идет такой успех, такая слава, от этого трудно отказаться. Просто, слава Богу, мне хватило мозгов и усидчивости в то же время поступить в консерваторию на дневное отделение.

От быстрого успеха в раннем возрасте голова не закружилась?

Не закружилась. Пришлось испытать и как успех приходит, и как он неизбежно проходит. Первая волна продолжалась три-четыре года, и наступил трудный момент, когда мне нужно было из Димы превратиться в Дмитрия Маликова. Закончились стадионы, появилась новая популяция артистов эстрады — более агрессивная, более брутальная, как, например, Богдан Титомир.

Кто вы в первую очередь сегодня — певец, пианист, композитор?

И первое, и второе, и третье. Какой я есть на самом деле — это проявляется в инструментальной музыке, поэтому концерт в Омске для меня — событие. Мне сегодня больше нравится играть, чем петь. Но петь я тоже люблю. У меня два месяца назад вышел песенный альбом «25+». Там 14 песен, из них 9 новых. Песня «Я скучаю по тебе» попала на «Золотой граммофон», была исполнена в «Битве хоров». Состоялась премьера другой моей песни — «Лети», которую я посвящаю молодежи. Песенная карьера продолжается, потому что это дает мне свободу для того, чтобы реализовать другие, некоммерческие проекты.

Для кино и для души

Вы написали музыку к сериалу «И все-таки я люблю!..» Будете еще для кино писать?

К сожалению, музыка для кино — это сегодня не очень хорошая площадка для композиторов. Оригинальная музыка перестала быть нужной режиссерам. Нужна та, что сопровождает кадр, добавляет эффекта тому, что зритель видит. И такой иллюстративной музыки очень много в Интернете, можно брать готовую.

А что пишете, когда нет кинозаказов?

Я пишу еще музыку для шоу фонтанов, шоу фейерверков. Я ко многому в жизни прикасаюсь. Сейчас пишу инструментальную музыку и не ставлю себя ни в какие рамки. Идет этническая музыка -я использую арабские, русские голоса. Это вне формата. Основная проблема — как эту музыку доносить. По радио не играют, телевидение вообще отстраняется от всего этого. Большая проблема. Концерты остаются, но они должны быть зрелищными, чтобы люди пришли. Сегодня во всех городах афиш миллион.

Что вам дает участие в телепроекте «Битва хоров»?

У нас такая профессия, что нужно быть в телевизоре. Проектов, более-менее связанных с музыкой, всего два: «Голос» и «Битва хоров». Ну, может быть, «Фактор А», была «Фабрика звезд». Они все не без изъяна, они все к истинному творчеству отношения большого не имеют. Все перепевают чужие песни — лучше, хуже. У телевидения свои законы. Там никто не думает об артистах. Важно, чтобы передачи смотрели.

Счастье -это работа

Какой урок вашего отца особенно пригодился вам в жизни?

Когда я в 14-15 лет начал сочинять, отец сказал: «Молодец! Но обязательно учись делать аранжировки сам». Аранжировщик — дефицитная профессия. Есть мелодия, гармония. А вот как это сделать, чтобы звучало ансамблем? И я к первым же своим песням полностью сам делал аранжировки. Это был ценный совет.

— Дмитрий, когда вы или ваша жена Елена даете интервью о «семье, это всегда приятно читать. Такое ощущение, что у вас добрая и умно построенная семья. Для гармонии все есть в жизни?

— Есть, конечно, тонкости, о которых не хочется вслух говорить. Безусловно, в целом все сложилось и складывается хорошо. Будем дальше жить и стараться быть счастливыми.

А семейное счастье — это удача правильного выбора в молодости?

Это внутренняя, постоянная работа. Наши спутники ведь не просто так в нашей жизни появляются. Они даны нам, чтобы мы сумели отказаться от каких-то своих эгоистических проявлений.

Журнал «Мода Topical” назвал вас самым стильным артистом. Сколько вы сил, времени, денег на это тратите?

Денег я трачу немного. Просто стараюсь вести здоровый образ жизни, смотреть по приборам, что со мной происходит. Конституция у меня такая, что я не склонен к лишнему весу. Стараюсь как можно больше двигаться, занимаюсь определенной техникой — пилатесом. Это разновидность гимнастики.

Вы и посты соблюдаете?

Стараюсь. Но это духовное ограничение.

Это значит — меньше смотреть телевизор?

Телевизор я и так мало смотрю. Духовные ограничения — это напряженная работа ума, чтение духовной литературы, русской классики, Библии. Я очень много смотрю лекций в Интернете профессора Духовной академии Алексея Осипова и восточных духовных учителей. Плюс веду свой небольшой дневник, записываю мудрые изречения. Например, из последних мое самое любимое: «Любое состояние — это мысль. Если не нравится состояние, поменяй мысль».