На прошедших в прошлую среду публичных слушаниях по бюджету города прозвучала информация о том, что проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях должен стоить 23-25 рублей.
Многие горожане успели реально испугаться грядущих финансовых трат, но в начале этой недели директор департамента транспорта Олег Осинский заявил, что проезд в городском транспорте, скорее всего, будет стоить 20 рублей.
Таким образом, омичи в очередной раз стали жертвой психологического приёма: местные власти прощупали обстановку и решили пока пойти на попятную. Хорошо, что не 25 рублей, вздохнуло большинство омичей, но при этом многие так и не осознали того, что повышение стоимости проезда будет, и весьма немаленькое — на целых четыре рубля.
По мнению Осинского, даже платы в 20 рублей нам не хватит на то, чтобы повысить заработную плату кондукторам и водителям: кадровая текучка сегодня составляет более 30 процентов, а также на обновление подвижного состава. Например, почти 80 процентов городских автобусов давно прошли сроки амортизации. В мэрии паникуют: при таких показателях и при условии, что в лучшую сторону ничего меняться не будет, мол, омичей скоро некому и не на чем будет возить. По словам Осинского, «транспортники стали заложниками повышения цен на топливо, энергоносители и запасные части». Поэтому большая часть денег, заложенных в тариф, будет направлена именно на эти статьи расходов, другая, не меньшая, уйдёт на выплату заработных плат. И это уже не говоря о том, что из городского бюджета не планируют компенсировать разницу в тарифах.
В том, что муниципальные автотранспортные предприятия убыточны, по мнению Осинского, виновата РЭК, заботящаяся о населении:
Мы закладываем прибыль каждый год, примерно на уровне 30 процентов, но РЭК всё вычеркивает: вы хотите за счёт населения хорошо жить? И режут все статьи. Возможно, так будет и в этот раз: если мы заявим, что в 20 рублях заложена рентабельность, то население получит тариф в 19 рублей.
Но вот почему-то частные компании, например та же «Стэнли», оказываются с прибылью. И это при том, что автобусы компания отдала в аренду ПП № 8. Зачем в мэрии пошли по этому экономически неэффективному пути? Ведь иметь свою технику гораздо выгоднее, чем арендовать её. Но у городских властей своя логика. Мэр города Вячеслав Двораковский, отвечая на вопросы журналистов после публичных слушаний, подчеркнул: денег у нас на покупку новых автобусов нет, город может брать их в аренду. Но разве аренда новой техники выгоднее покупки автобусов в лизинг? Мэру вторит директор департамента транспорта:
— Я часто говорю предпринимателям: покупайте автобусы, отдавайте их в аренду муниципальным ПП, — говорит Осинский. — Может, через несколько лет это будет уже совместное предприятие, где останется 30 муниципальных автобусов, а 70 — частных.
Пассажирам нет никакой разницы, кто их будет перевозить, главное, чтобы качество не страдало.
Абсурдная ситуация. Ведь если бизнес сам придёт на маршрут со своими автобусами, мэрии не нужно будет платить аренду, да ещё и на налогах можно заработать.
Между тем желание сохранить арендные отношения может быть вызвано родственными связями между сотрудниками частной компании «Стэнли» и ПП-8. Например, замдиректора «Стэнли» — Дробный Алексей Иванович, руководитель ПП-8 — Дробный Иван Николаевич. Есть и другие странные совпадения фамилий в муниципальных и коммерческих предприятиях. Что ж, покрывать частный бизнес — дело благое?
Кстати
Прокуратура города Омска недавно провела проверку деятельности всех муниципальных унитарных предприятий (МУП) Были выявлено более 30 нарушений закона. К примеру, ряд МУПов, таких, как «Омский книготорговый дом», «Муниципальная недвижимость», «Спецавтохозяйство», «Банный комбинат № 2», «Пассажирское предприятие № 1», совершали крупные сделки без согласия учредителя. Мэру города и руководителям муниципальных предприятий было внесено 12 представлений, в отношении пяти человек возбуждены дела об административных правонарушениях, инициировано проведение одной доследственной проверки. Любопытно, что, по данным контрольно-счётной палаты Омска, из десяти МУП только одно приносит прибыль, все остальные уточные.