ТРИ ДНЯ ЖИЗНИ В НОЯБРЕ

На минувшей неделе прошёл Второй омский фестиваль современного искусства «Ноябрь. Всюду жизнь», в ходе которого зрители заняли место профессиональных художников, литература объединилась с музыкой и танцем а стены ДИ имени Малунцева, возможно, впервые вместили картины авангардных художников из Марокко, Грузии, Болгарии и Польши

В фойе Дворца искусств неожиданно звучит современная электронная музыка, в центре высится стенд с картинами. Если присмотреться к маленьким табличкам снизу, можно увидеть: «Иван Предит. Омск», «Ольга Санина. Омск», и вдруг — «Владислав Пржегалинский. Польша», «Сумича Башери Шамп. Марокко»…

Организаторы пригласили нас взять на себя художественную составляющую фестиваля, — рассказала художница Светлана ЗАХАРОВА, директор международной выставки-фестиваля «Я в кругу друзей». — Здесь представлены работы из Омска, Марокко, Польши, Грузии, Азербайджана и Болгарии — собственно, такова география нашего фестиваля. Перед началом выставки прошли мастер-класс омской художницы Татьяны Жаровой и небольшой перфоманс — мы поставили мольберты и посадили модель в образе сибирской девушки. Участвовали как профессиональные художники — Светлана Костикова, Иван Предит и я, — так и люди из зала. Каждый пытался изобразить её со своим настроением и с ноябрьским колоритом. Эти работы попадут на фестиваль в Марокко, который пройдет с 10 по 16 января.

Раздаётся звонок, за ним второй — и зрители переходят из фойе в зал и рассаживаются. Следующие два часа здесь будет звучать современная поэзия, сплавленная с современной электронной музыкой и сдобренная не менее современным танцем. За звук отвечают в основном трое — человек с ноутбуком Даниил Белоусов, гитарист Антон Фокин и мультиинструмента-лист Иван Пермяков. В совокупности получается замешенная на пространных звуковых полотнах, редкой красоты электроника — то отрывистая и тревожная, как сон неврастеника, то протяжная и зыбкая, как утренняя дрема. Несколько первобытная, скроенная из народных напевов ;и ритуальных барабанов, но и предельно современная, словно выжатая из бетонных стен и мокрого асфальта.

На фоне всего этого великолепия со сцены звучат слова: тексты молодых омских авторов в исполнении артистов омских же театров. Стихи о нелегком бремени любви и о проклятии родиться поэтом, рассказы о драконе и о волшебном бюсте, снова стихи — пронзительные, иногда чуть неловкие, но всегда — переполненные энергией, движением, сомнением, страданием и радостью. Среди литераторов практически нет ни одного старше сорока. Показать именно молодых авторов, узнать, чем они живут и о чём переживают — принципиальная позиция организаторов, автора идеи и художественного руководителя «Ноября» Руслана Шапорина и арт-директора фестиваля Олега ТЕПЛОУХОВА.

Мы перечитали более тысячи текстов и отобрали 20 наиболее интересных, на наш взгляд, авторов, — рассказал Олег Теплоухов. — При отборе мы смотрели именно на литературные достоинства текста. Пусть он сделан не очень грамотно по композиции — но там есть мысль, есть метафорический ряд, есть образная система. Преобладает поэзия — проза у нас есть, но она намного сложнее, и потом, её еще нужно уметь подать — стихи в этом плане проще.

Тем временем пространство сцены приводят в движение артисты театра танца «нОга» и лаборатории танцевальных искусств Fusion . В итоге слияние искусств. действительно получается — всё происходящее выглядит гармонично и целостно, даром что всем составом участники репетировали всего полтора раза, а музыканты импровизируют.

На следующий день в этих же стенах синтез искусств продолжится — зрители увидят так называемый сакральный саботаж по шести картинам Дамира Муратова «Территория Щастья» и лабораторные показы ОДЭ-театра: «ВЕРТУМН» по поэмам И. Бродского и «Сезон бабочек» Мицуко Такахаси. Завершат работу фестиваля два перфоманса: мрачный пластический номер «Хрупко двух» и «Большое творческое сумасшествие», яркая художественная акция, где полотном для рисования станут стены театра и человеческое тело, а автором — коллективный разум художников и зрителей.

Главная ценность фестиваля — он на раз рушит популярное сегодня представление о том, что в нашем городе не происходит ничего интересного, культура отстаёт лет на пятнадцать, а все более-менее талантливые творцы либо разъехались по столицам, либо прямо сейчас пакуют чемоданы. Оказывается, у нас есть сильная поэзия, умная музыка и передовая хореография и разного рода акционизм — надо только проявить немного любознательности. Например — прийти на следующий «Ноябрь».

Олег ТЕПЛОУХОВ, арт-директор фестиваля:

Практика показала: у нас колоссальный потенциал, и город обязан жить и двигаться дальше — собственно, для этого мы всё и затеяли. Хотелось бы делать подобные проекты чаще, чем раз в год, — у нас это есть в планах, но пока всё упирается в то, что нет базы: помещения и средств.

Кроме того, мы столкнулись с ещё одной серьезной проблемой — это колоссальная общественная пассивность, пассивность жуткая и дикая. Мне бы, во-первых, очень хотелось идей со стороны — чтобы не только мы сами все выдумывали/ И во-вторых — пусть человек не пишет, и не играет, и не танцует, но он может помочь любым способом: таскать ящики с аппаратурой, найти помещение или деньги, дать рекламу, чтобы всё двигалось. Чтобы вся эта деятельность была востребована не только для зрителей, но и с точки зрения соучастия — иначе в этом всём нет смысла.

Мы делаем это все не только для себя — но и для города, чтобы у нас не было такой славы, мол, в Омске ничего не происходит. Происходит! Есть у нас люди! Такая точка зрения -это та же пассивная позиция. Начинать надо с себя — оторвать пятую точку от поверхности. Надо дело делать, господа, как писал Чехов. Иначе ничего не будет. Никто ничего не принесет на блюдечке с голубой каёмочкой. Сделай что-нибудь — или хотя бы помоги.