Несколько дней назад в холле Омского государственного института сервиса развернулась выставка современного стрит-арта «Голос улиц». Не успев толком открыться, экспозиция уже стала объектом нападок.
Выставка представляет собой произведения современных уличных художников, собранные по всей стране. В списке городов, помимо Москвы и Петербурга, есть Калининград, Пермь, Мурманск, Владимир, Ростов-на-Дону и даже Омск: на выставке представлены три работы арт-группировки Gandhi, ныне базирующейся в Санкт-Петербурге. Одну из них, кстати, можно увидеть живьем на улице Лермонтова, другая появилась в прошлом году на стене дома Егора Летова и посвящена памяти музыканта, третью пока найти не удалось.
Здесь представлены разные авторы и разные группы людей, — рассказал куратор проекта Станислав РЕШЕТНЁВ. — Есть, например, трафарет от Orthodox Street Art — это группировка православных ортодоксов, занимающихся стрит-артом. Мы их нашли и попросили сделать для нас какую-нибудь работу. Есть человек, который ездит из Финляндии в Петербург и делает там трафареты. Есть анонимные работы — мы просто взяли их со стены, у нас есть такая методика — мы фотографируем их и делаем заново. На фотографиях было запечатлено то, что мы не могли перенести в формат галереи, — вот, например, Филипп Пищик, «Плачущая Богородица на мосту» (на фото трафарет с изображением плачущей Богородицы, на фоне виден храм Христа Спасителя). Тут же контекст важен. Богородица фигурирует в ряде работ — потому что религиозная тема сейчас обсуждается широко.
Работы различны не только по географии, но и по содержанию, исполнению и технике, однако, по словам Станислава, они объединялись в выставку по четкому принципу.
Полное название экспозиции — «Выставка содержательного стрит-арта». Мы искали стрит-арт, несущий ярко выраженную мысль, четкий посыл, тему, которую автор предлагает для обсуждения зрителю. В данном случае стрит-арт — это не только художественная сторона, но и ясное содержание, общественная мысль со всей России, выраженная с помощью уличного искусства. Мы стремимся, чтобы взаимодействие со зрителем было таким же, как на улице, — общественное место, бесплатный доступ и неподготовленная публика. В Калининграде мы расположились в крупнейшем кинотеатре города. Люди приходили туда совершенно за другим, а встречали стрит-арт. Реакция была самой разной — от возмущения до ярого одобрения. Я видел, как женщины обсуждали феминистские работы и очень их одобряли, с другой стороны — многих возмутило изображение Эдуарда Лимонова, показывающего кулак, хотя не все даже знали, кто это такой.
Омская выставка стала четвертой по счету после Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда. На ней помимо прочего представлены работы, удаленные из московской экспозиции по требованию представителя администрации президента, — «Путин стой, иначе застой» (Твор, Москва) и «Путин ест мозг» (ТО Zelenushechka, Ростов-на-Дону).
Однако и в Омске творения уличных художников вызвали нездоровый интерес. Так, с 18 по 20 декабря в твиттере омского блогера, представителя Лиги безопасного Интернета в Омской области Анны ЧЖЕН появилось несколько сообщений, содержащих крайнюю степень возмущения по поводу того, что «подобное возможно увидеть в вузе». В числе прочего блогер сообщает, что «завтра эти деятели культуры в школу содом притащат и начнут выдавать за искусство».
— Я считаю, что та ситуация, которая в данный момент существует, — это некий скандал, который искусственно раздут организаторами выставки, — сообщила Анна корреспонденту «Вечернего Омска
В итоге
В субботу, 21 декабря, скандальные экспонаты убрали с выставки, заменив вывесками «Здесь был Путин».
— Не я принял такое решение, вчера стали раздаваться звонки отовсюду, — рассказал один из организаторов выставки, омский фотохудожник Василий МЕЛЬНИЧЕНКО. — Для того чтобы не подставлять вуз и его руководство, эти экспонаты пришлось убрать. Я их заменил на вывески «Здесь был Путин», потому что я не могу объяснить студентам и зрителям, почему появились эти белые дырки и куда делись изображения. Теперь экспонатов, которые пугают омских охранителей, нет, но есть указание, почему их нет.