Олег Иванович, несомненно самое яркое федеральное событие 2013 года — это освобождение Михаила ХОДОРКОВСКОГО. Как вы отнеслись к этому?
На мой взгляд, президент России Владимир ПУТИН сделал правильный и логичный ход для решения проблем, связанных с прибытием важных персон на Олимпиаду в Сочи. Те темы, за которые его постоянно критиковали, теперь исчерпаны. Что касается ХОДОРКОВСКОГО, то события 2003 года я хорошо помню, потому что арестовали его наши сотрудники, и отмечу, что вел он себя тогда достойно. Для ХОДОРКОВСКОГО это не было неожиданностью, он готовился. За границу он тогда решил не уезжать. Одной из причин тому был арест Платона ЛЕБЕДЕВА, и мне этот шаг импонирует. Это мужской поступок. Что касается причин его ареста — это совсем другая история, и ее оценкой занимался суд. Либеральная часть населения в нем видела флаг какого-то движения, нового лидера. А он сказал, что его уже бизнес и политика не интересуют: за ЮКОС судиться с правительством не буду, денег мне достаточно. Все это подтверждает: то, чего от него ожидали по выходе из тюрьмы, не будет.
Как оцениваете работу правительства Омской области в 2013 году?
На последнем заседании Законодательного собрания первый заместитель председателя правительства Вячеслав СИНЮГИН выступил с докладом о том, какие успехи были достигнуты, сколько из бюджета было выделено средств на выполнение майских указов президента — более 40 процентов. В следующем году будет потрачено еще больше. Все это хорошо, но 11 указов — это личная такая задача президента, которая должна быть выполнена, невзирая ни на что, но вот о достижениях непосредственно омского правительства я не услышал. Я знаю, что дыра в бюджете к окончанию года составила 4 миллиарда рублей.
4 млрд рублей — это кассовый разрыв. Есть еще дефицит бюджета.
А долг у нас составляет 23 миллиарда рублей, то есть 44 с лишним процента от доходной части. В Сибирском федеральном регионе только Республика Алтай и, по-моему, Бурятия имеют долговые показатели более 50 процентов. Это черта, после которой внимание Минфина к тратам в бюджете данного региона будет усилена. Есть регионы, в которых уже под 140 процентов эти долги составляют. Главная сложность в Омской области именно бюджетная. Все бы ничего, но таких регионов много, ситуации у некоторых еще хуже, поэтому на какую-то помощь от федерального центра вряд ли нам можно будет рассчитывать.
Но это, наверное, не вина нашего правительства , а общая ситуация в стране и скудость ресурсов в регионе?
Так тоже нельзя сказать. Есть же действия, которые должна предпринимать региональная власть, чтобы не допускать сильной закредитованности. Есть ведь непрофильные активы, от которых надо отказываться.
Например?
Например, какие-нибудь профилактории, санатории или районные типографии.
Но это небольшие суммы.
Все равно это суммы. Принято же решение, что федеральные депутаты, например, больше не будут получать компенсацию от государства, если они используют У1Р-залы в аэропортах, предназначенные для официальных лиц и делегаций. На фоне федерального бюджета это такие копейки, но такие мелочи складываются в более серьезные суммы. Ну и надо лучше, наверное, отслеживать поступления налогов, так как существует недоимка.
Министр финансов Рита ФОМИНА на «кухонных посиделках» в <КВ» говорила, что в этом плане ведется большая работа.
Дело в том, что есть популярные решения, а есть непопулярные, трудные решения.
Непопулярные — это снижение социальных расходов, чему ваша фракция КПРФ противостоит?
Не только. В качестве примера: налог на транспортное средство, установленный правительством РФ, составляет в среднем 1990 рублей в год, а в Омской области — 1300 рублей. Вот резерв. С Ритой Францевной мы это обсуждали, так как этот налог касается практически каждой семьи.
Олег Иванович, на Заксобрании кто будет выступать против увеличения этого налога? Вы же сами знаете.
Я же говорю про трудные решения. Необходимо рассказывать, доказывать, искать компромиссы. Далее, здесь необходимо создать такие условия, чтобы омский бизнес не уходил в Тюмень или в Новосибирск, чтобы ему было здесь комфортно и понятно.
Около года назад, помнится, губернатор собрал омских депутатов Госдумы и сенаторов, чтобы предложить работать совместно на пользу региона. Вы тогда, по-моему, не участвовали в этой встрече.
Я не смог приехать тогда.
Но дальше этой первой встречи что-то продвинулось? Собирал ли губернатор федеральных депутатов еще раз? Уже с вашим участием?
У нас по-всякому происходит. Что-то успешно, что-то не очень.
Можно примеры успешной совместной работы?
Например, процесс перехода Омского кадетского корпуса в Министерство обороны.
-Когда вы в прошлый раз «на кухне» «КВ» сообщили об этой совместной работе, в СМИ немедленно выступили и сам губернатор, и начальник кадетского корпуса КРАВЧЕНКО с заявлением, что вы не имеете никакого отношения к этому процессу.
Я когда сегодня ехал в редакцию «КВ», то по пути встретился со своим одноклассником, и он мне передал запись встречи выпускников корпуса, на которой, кстати, присутствовал и Виктор НАЗАРОВ. Руководитель кадетского корпуса КРАВЧЕНКО тогда выступил со словами: «Спасибо Олегу Ивановичу за его кропотливое участие в судьбе кадетского корпуса и переводе его в собственность Минобороны». Вот она запись — давайте посмотрим. Дальнейшие его слова и действия мне даже комментировать не хочется. Я уже кадетский корпус не могу бросить. Видите ли, в чем дело. Возьмем, например, проект, связанный с «Омской крепостью». Если его не сопровождать поэтапно, то, образно говоря, сумма, которая названа, к примеру, «X», на выходе может оказаться «X», деленная на 10. Так и здесь: для того, чтобы кадетский корпус перешел в Министерство обороны, надо не только сказать: «Я хочу» — и встретиться с каким-то должностным лицом. Потом идет согласование. Первого, кто накладывает резолюцию, мы не будем трогать, он, как правило, согласен, а потом идет Минэкономики, Минобразования, Минобороны, а потом уже выходит постановление правительства. Причем резолюции бывают разные, в некоторых написано «да», а на самом деле подразумевается «нет». Надо понимать эти все подводные течения. Этот 1 путь уже пройден, в российском правительстве готовится соответствующее постановление,
и, я думаю, оно выйдет уже в феврале.
Но все-таки депутаты Госдумы от Омской области как-нибудь взаимодействуют друг с другом? Был ли все-таки создан депутатский пул от Омской области?
Может быть, он и был создан, но я в нем не состою. Я взаимо-действую только с КРАВЦОМ и СМОЛИНЫМ.
Чья работа заметна из омских депутатов?-
Я хочу сказать, что публичное выступление депутата или г громкий вопрос, заданный выступающему, это на самом деле с не депутатская работа, а работа на самого себя. Настоящая работа — та, которая выливается в какие-то результаты. Например, в законопроекты. Но тоже не и всегда. Потому что есть ряд законопроектов, где депутаты просто проходят как соавторы: «Ты не против?» «Не против».
-Тогда как вы оцениваете свою депутатскую деятельность в 2013 году?
У меня две трети этого года были посвящены проведению экономической амнистии. Сейчас она уже близится к завершению. Пусть она не такая, как ожидалось, но под амнистию попало 1552 человека. Я, честно говоря, рассчитывал только на 1000 человек. К окончанию амнистии будет освобождено порядка 2 тысяч человек. Это очень неблагодарная работа, хотя бывает, что приезжают и пишут те, кто уже не надеялся на освобождение. Ситуации бывают разные. Был пример, когда в Калужской области заключенный колонии подал документы на условно-досрочное освобождение, а когда началась амнистия, то он и ни туда, и ни сюда не смог попасть. И таких случаев достаточно.
А сколько в Омской области было амнистировано?
9 человек.
Из правительства Омской области к вам кто-нибудь обращался за помощью как к депутату Госдумы?
Ко мне обращался мэр Омска по поводу подготовки к 300-летию города. Я ему помогал встречаться с определенными чиновниками, которые по своему рангу не должны были встречаться коллегами уровня муниципалитета. Пока что не все получается, так как заседание совета по празднованию ведь не проводилось годами, и в таком случае даже перебросить деньги от одного пункта к другому было проблематично.
Недавно провели наконец заседание.
Но его еще нельзя назвать полноценным, так как там не было необходимых лиц. Я многих знаю, кто там не был, а должен был быть. Как мне рассказали, это было только подготовительное мероприятие. Вы знаете, когда я в этот раз прилетел в Омск, у меня не сложилось впечатление, что город готовится к празднованию Нового года. В Москве есть впечатление, хотя снега не было, сухой асфальт, но чувствовалось, что Новый год приближается. А здесь снег есть, мороз есть, а Нового года нет. Ничего не светит, елок не видно, в глаза праздничность не бросается. В прошлом году я такого здесь не отмечал.
А изменилось ли отношение федеральных властей к Омской области после смены команды регионального правительства?
Никто ничего не говорил, что стало хуже или лучше.
То есть Омск в Москве вообще никак не звучит?
Звучит. Как теплоход затонул, как горящий троллейбус по улицам проехался, — это показывали по телевизору.
Положительных событий не видно?
Вот только два этих события помню.
Как вы относитесь к разговорам о том. что омская элита в лице ПОЛЯКОВА и ГОЛУШКО, а также вы активизировались в связи с возможной досрочной отставкой губернатора?
Как к слухам. Я для этого ничего не делал и ничего делать пока не планирую. Есть выражение «так ракеты не летают» Могу сказать, что пока не был с ни одного примера, чтобы президент назначил исполняющего обязанности губернатора и тот не победил на выборах. Я не думаю, что Омск станет исключением из правил. Например, выборы в Брянске, когда у Николая ЛЕНИНА закончились полномочия, он был назначен и. о. и снова пошел на выборы. В ходе достаточно агрессивной предвыборной программы его даже снимали с гонки. Но в последние два дня выборов он вернулся и набрал 56 процентов. Хотя антирейтинг у него был очень высокий. Так что тот, кто будет президентом назначен и.о., тот и победит.
Потому все и стремятся выйти на федеральный центр, чтоб их назначили и.о.
Если говорить, о том, что они начали деятельность, связанную с выборами, то пока это только стремление обратить на себя внимание, показать, что я самый активный и потенциально могущий победить на выборах. Но это не всегда срабатывает.
Но что ГОЛУШКО, что ПОЛЯКОВ оба развивают свои медиаактивы. А зачем? Просто так, что ли?
Я соглашусь с тем, что в последующем или даже сейчас этот ресурс может быть использован.
Что сейчас обсуждается в Думе?
После Нового года наиболее актуальной темой в Думе станет законопроект о запрещении чиновникам иметь собственность за рубежом. Я планирую стать автором совместно с ФЕДОРОВЫМ. Вообще я всегда по этому поводу привожу следующую аналогию — сотрудникам ФСБ запрещено же выезжать за границу, а некоторым после увольнения еще и в течение 5 лет. Это ограничение гражданских прав, но при поступлении на службу об этом предупреждают, и это выбор самого человека — принять ограничения или нет. Как можно, будучи, например, губернатором, развивать медицину в регионе, если думаешь о том, что и сам. и дети здесь никогда не будут лечиться, а поедут в Израиль или в Германию. Пусть вкладывают деньги в свой регион и покупают здесь собственность.
Насколько сильно лобби тех. кто против запрета чиновникам и депутатам иметь собственность за рубежом?
Я думаю, законопроект этот будет принят.