С 18 июня пикеты должны были появляться ежедневно у зданий Законодательного собрания, Горсовета, гор-администраций. Омичи хотели показать депутатам и чиновникам, что они думают о постоянном росте цен на все, о платном образовании и здравоохранении, о проводимых реформах: в жилищно-коммунальном хозяйстве, в начислении пенсий. Горожане хотели высказать свое мнение о принимаемых в последнее время Государственной думой законах, в частности, о Земельном кодексе. Однако городские власти в проведении пикета омичам отказали.
Андрей Анатольевич Алехин, депутат ЗС, первый заместитель секретаря обкома, подал в суд на нарушение своих конституционных прав: городские власти уже не в первый раз отказывают Компартии в проведении демонстраций, пикетов, митингов. Стоит вспомнить, что и на 1 Мая, и 7 Ноября уже второй год запрещают даже формировать в традиционном месте одну из колонн демонстрантов: с площади у Законодательного собрания омичам пришлось переместиться в сквер напротив Главпочтамта. Все это, видите ли, мешает борьбе с терроризмом. Так, видите ли, обязаны поступать власти, согласно Постановлению правительства № 1040. А вот проведение различных увеселительных мероприятий не может сказаться на общественной безопасности. В общем, у административных зданий можно делать все — только не гражданскую позицию выражать.
Таким образом, депутат Законодательного собрания оказался в числе тех, чье конституционное право на возможность «собираться мирно, без оружия для проведения митингов, демонстраций, пикетов и шествий» было нарушено. Истец требовал, чтобы суд обязал администрацию разрешить проведение пикета и тем самым восстановить нарушенные права человека и гражданина.
Ответчиком в деле стал глава местного самоуправления как руководитель городской администрации.
Представитель ответчика в суде особо напирала на Постановление Правительства № 1040 от 15.09.99 г. «О мерах по противодействию терроризму» и на Закон Омской области «О порядке уведомления администрации муниципального образования о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах на территории Омской области». Мол, именно опираясь на эти важные документы, специальная комиссия при главе местного самоуправления вынесла решение о том, что пикет может нарушить общественную безопасность. А городские власти в лице заместителя мэра В. Тимофеева подготовили именно на основании решения комиссии документ с предложением перенести место проведения пикета. К примеру, тот, что планировался у здания Горсовета, лучше всего смотрелся бы, по мнению чиновников, в… парке Победы или у СКК им. Блинова.
По мнению же Алехина, подобное предложение звучит, по меньшей мере, абсурдно, а на деле — издевательски. Получается, если омичи недовольны тем, как работают депутаты, или несогласны с принимаемыми ими решениями, то пусть выражают свое мнение. Никто не препятствует. Только пусть делают это подальше от тех мест, где этих самых депутатов можно увидеть. В том же Парке Победы. Вот только кому там могут выразить недовольство омичи? Часовне или безмолвным монументам? Или тем людям, которым памятники установлены? Но как раз их-то поведение было в свое время безупречно: как известно, Парк Победы -место, где чтят память павших защитников Родины. Думаю, можно с уверенностью утверждать, что те мужественные и справедливые люди никогда не согласились бы способствовать ухудшению жизни своих же сограждан. И не поднимали бы руки «за» повышение той же квартплаты. А вот городские депутаты голосовали именно за это.
Впрочем, Андрей Анатольевич уверен: ситуация могла бы быть иной, если бы на заседание «слуги народа» шли через строй разгневанных избирателей. Тогда столько согласных с повышением тарифов на услуги ЖКХ коммунальщики не нашли бы.
Мэрия по достоинству оценила поведение послушных депутатов. Иначе как объяснить отказ коммунистам в проведении пикетов?
В суде доверенное лицо ответчика объясняла запрет тем, что здания, где заседают депутаты города и области, а также здание, где сидит глава самоуправления, — места особой важности. И в Постановлении Правительства так прямо и сказано: «усиление охраны и обеспечение безопасности объектов… атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих при осуществлении своего производственного цикла радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы и сильнодействующие отравляющие и ядовитые вещества»… Да, вероятно, мэр города в своем кабинете атомный комплекс создал, а зал заседаний Горсовета просто напичкан отравляющими и ядовитыми веществами, которые депутаты используют для «своего производственного цикла». И чтобы террористы, которые легко могут скрываться под маской мирных горожан, не проникли на эти особо важные объекты, к упомянутым административным зданиям нельзя подпускать никаких пикетчиков!
Конечно, это шутка. Но как же понимать решение администрации? Прикрываясь вышеуказанным правительственным Постановлением, чиновники просто запрещают людям высказывать свою точку зрения публично. Тем более что борьба с терроризмом возложена на милицию и органы госбезопасности. Ведь это именно они должны обеспечивать общественную безопасность вообще и во время пикетов в частности. Ведь проходят же регулярно пикеты у здания Государственной думы и Правительства РФ в Москве. И муниципалитет столицы не препятствует этому никоим образом.
Что касается Закона Омской области о проведении пикетов, шествий и митингов, на который также ссылалась представитель администрации в суде, то такого закона просто… нет. Есть проект. Его уже не первый месяц рассматривают в Законодательном собрании. А вот принимать пока не собираются.
Мало того, в ходе судебного заседания выяснилось, что упомянутая комиссия мэрии вообще выносить решение о переносе пикета неправомочна. Согласно Постановлению главы городского самоуправления № 315-П, которое было принято еще два года назад, и Приложению к нему, комиссия должна собираться в составе трех человек. Их фамилии и должности в Приложении также указаны. Однако решение о запрещении пикета комиссия выносила, заседая в составе восьми человек. Об этом городская администрация предпочла умолчать на суде. Когда же недоговоренность вскрылась, представитель ответчика начала уверять, что новое Положение о комиссии готовится, а те люди, что указаны в старом (но ведь действующем!) Приложении, давно там не работают.
Впрочем, все это не спасло запутавшихся ответчиков. Хотя и истцу не особо помогло.
Суд признал решение комиссии противозаконным. И не более. О восстановлении нарушенного конституционного права истца — Андрея Алехина — молчок. Но ведь выводы комиссии легли в основу решения об отказе в проведении пикета, которое подписал господин Тимофеев. Выходит, по логике вещей, решение администрации также должно было быть судом отменено. И, кроме того, истец в своей жалобе просил суд обязать администрацию разрешить проведение пикетов. Однако судья так далеко не пошла. И решение суда выглядит так: «ни нашим ни вашим». Как хотите, так и понимайте. Как хотите, так и действуйте в дальнейшем.
Ну что ж. Коммунисты и решили действовать в соответствии с логикой. Омский обком КПРФ, основываясь на том, что решение комиссии незаконно, а властные структуры о проведении пикета уведомлены, намерен в ближайшее время начать пикетирование зданий городского Совета, Законодательного собрания и администрации города.