ВЕРЮ: ЗАВОДУ ЖИТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ!

ВЕРЮ: ЗАВОДУ ЖИТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ!

Еще в 1916 году Петроградское акционерное общество "Дека" организовало на юге России в г. Александровске (ныне Запорожье) на базе частновладельческого предприятия производство авиационных двигателей

Дальнейшую судьбу завода решила Великая Октябрьская социалистическая революция.

В декабре 1920 года завод национализировали. Ему присвоили имя «Большевик» — госавиазавод № 9. Позднее, в 1933 году, заводу было присвоено имя П. И. Баранова, начальника главного управления отрасли, заместителя народного комиссара тяжелой промышленности. Годы Советской власти — самые яркие страницы в истории нашего завода. Их вписали тысячи энтузиастов, связавших свою судьбу с нашим предприятием. Судите сами. До национализации наш завод выпускал по лицензии продукцию иностранных фирм, а после того, как его хозяевами стали государство и сами рабочие, уже в 1925 году было налажено серийное производство авиадвигателей. Причем, в тридцатые годы завод стал выпускать авиадвигатели, созданные нашими советскими конструкторами. Прославленные советские летчицы В. Гризодубова, П. Осипенко, М. Раскова совершили беспосадочный перелет в 1938 году на самолете «Родина» с моторами нашего завода по маршруту Москва -Дальний Восток, установив мировой рекорд дальности полета в 8600 километров. А в следующем году летчик-испытатель В. Коккинаки и штурман М. Гордиенко на самолете «Москва» перелетели через Атлантический океан, преодолев расстояние 8000 км за 22 часа 56 минут.

Завод набирал мощь такими темпами, что дух захватывало. Но тут началась война…

12 августа 1941 года началась эвакуация завода из Запорожья в г. Омск. Она длилась 47 суток. Морозы доходили до 45 градусов, но работа на стройплощадке продолжалась круглые сутки. Грелись люди у костров, которые жгли прямо на площадке. А уже в ночь с 6 на 7 ноября 1941 года был испытан первый авиационный двигатель, который своим шумом известил о рождении нового завода на нашей омской земле.

Директор завода М. Лукин в статье «Завод на новом месте», опубликованной 17 декабря 1941 года в газете «Омская правда», писал: «В предельно короткий срок коллектив завода демонтировал и отгрузил все оборудование. На новом месте надо было быстро разгружать его и начинать монтажные работы. Не обращая внимания на дожди и наступившие холода, рабочие и инженерно-технические работники настойчиво монтировали завод, строили новые цеха, чтобы скорее пустить его и дать фронту необходимую продукцию».

А уже в январе 1942 года наш завод стал работать в полную силу. В годы войны у нас выпускались двигатели для бомбардировщика дальнего действия Ил-4, истребителей Су-2, И-180, истребителей серии знаменитых «Ла» и пикирующего бомбардировщика ТУ-2, тяжелого бомбардировщика ПЕ-8. На самолете с нашим барановским двигателем сбил 62 вражеских самолета трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. Многие советские летчики показывали образцы героизма. на самолетах именно с нашими двигателями.

О трудовом героизме коллектива, работе его партийной организации писали центральные газеты, знала вся Советская страна. Кстати, первым секретарем партийной организации предприятия был В. А. Судец, ставший почетным моторостроителем страны, а затем маршалом авиации.

И в годы войны, и после завод набирал силу, осваивал новую технику. В 70-е годы завод наряду с оборонными заказами стал развивать выпуск мирной продукции — освоил выпуск коробок передач для автомобиля «Москвич-412», затем для автомобиля «ИЖ-2126». Были построены новые вспомогательные производства, усовершенствованы многие технологические процессы. К 50-летию работы на омской земле завод представлял собой крупнейшую моторостроительную «империю» по выпуску оборонной и мирной продукции. Не боясь красивых слов, уверенно заявляю: наш завод все годы был и остается сердцем Данко в большом индустриальном организме нашей страны. Мы по праву гордимся рабочими династиями. Взять, к примеру, Васильевых. Вся жизнь главы семьи Николая Михайловича (ныне покойного), слесаря-инструментальщика, Героя Социалистического Труда была связана с заводом, здесь теперь работают и его сыновья. Один из старейших рабочих завода, приехавший в Сибирь с первым эшелоном, — Яков Лукьянович Сарана. 54 года трудовой стаж у него, высокое звание Заслуженного моторостроителя страны. Здесь же работала и его жена. На смену им пришли сын Виктор, который в настоящее время работает заместителем начальника цеха. Вместе с ним трудится и его жена. Тридцать лет на заводе дочь Якова Лукьяновича -Анна Шадрина, возглавляет технический отдел. И таких династий на нашем заводе немало.

И если бы не пресловутая перестройка, крепнуть бы нашему заводу и дальше, развиваться на благо страны и людей, работающих на нем. Увы, как и все работники ВПК, мы держим оборону родного предприятия от реформаторов в полном смысле этого слова. Только благодаря коллективу удалось сохранить родному предприятию статус государственного. Завод работает. Конечно, нет у нас сейчас такой загрузки на производстве, как в годы Советской власти. В четыре раза сократился коллектив. Все проекты власти по выпуску «Москвича» остались лишь предвыборными прожектами. Видно, нету нее желания крепить мощь своих предприятий: смотрим на Запад … У нас самая низкая заработная плата, почти вся социальная сфера кому-то отдана, передана. Жилье не строится. Горько об этом говорить в юбилей. Но таковы реалии. И все-таки я верю, что слава барановцев — не только в прошлом, что у нашего замечательного коллектива впереди немало открытий и побед. Главное — выстоять в это разрушительное время и быть всем вместе, как тогда, у костров, когда барановцы, не жалея сил, строили завод на сибирской земле и ковали победу.