И это не только в далеких северных районах области, но и в тех, которые народ давно называет пригородными, в том числе Омском, когда-то процветающем районе. В нем, пожалуй, эти самые проблемы кричат сегодня громче всего и больше бросаются в глаза. Как-никак район самый густонаселенный (около ста тысяч человек).
Все больше и больше молодых людей после окончания школ, профтехучилищ, техникумов, вузов остаются не у дел. А если кто-то из юношей и девушек и поступит учиться в тот же Омский государственный аграрный университет или какой-нибудь сельскохозяйственный техникум, то только ради того, чтобы не сидеть дома. После окончания учебного заведения им все равно никуда не устроиться. Работы по специальности в деревне нет.
— Что толку от того, что на будущий год я закончу сельхозтехникум, учебный корпус которого находится рядом с нашим поселком, — откровенничает со мной в зале новоомской библиотеки паренек, выбирающий книги. — Это раньше, говорят, наши выпускники были нарасхват. А сейчас-то что в деревне делать? В некоторых населенных пунктах нет ни скота, ни техники, практически все уничтожено и в нашем хозяйстве, бывшем совхозе «Новоомский». По словам местных специалистов, на ферме осталось всего около двухсот голов крупного рогатого скота. На календаре уже август, а на сеновале опять — ни сена, ни сенажа. Да что там производство… С горем пополам многие ребята все равно где-нибудь в городе пристраиваются: кто в охрану, кто грузчиком на рынке, кто на тюменский север подается. За державу обидно: пройдя полный курс обучения, мы не только по специальности не работаем, но и деградируем как личности, наши преподаватели за свой благодарный труд копейки получают. И вообще, в какое ужасное болото завели нас реформаторы? Пройдите по нашему Дому культуры и вы убедитесь, что так жить молодежи нельзя: в здании все разбито, раскурочено.
— Как мне известно, в Доме культуры идет капитальный ремонт, — пытаюсь я успокоить паренька. — К зиме наверное все равно наведут порядок.
— Что-то я сомневаюсь, — говорит, услышав наш разговор, заведующая библиотекой Н. М. Гапеева. — Завершить ремонт Дома культуры районное и наше местное руководство уже третье лето собираются, а воз и ныне там. Лето уже проходит, а строители все еще с крыльцом возятся. Похоже, и этой зимой молодежи опять придется коротать вечера где придется… За последние годы у нас больше ломают, чем строят…
— А чем же у вас молодежь занимается? — интересуюсь уже у методиста Дома культуры Натальи Рябовой.
— Иногда в школе, на стадионе собираемся. Но больше всего ребята приходят на дискотеку в фойе ДК, -спокойно отвечает Наталья Александровна.
Однако, когда мы очутились в только что названном фойе, задавать далее вопросы собеседникам я не стал. Да и можно ли фойе Дома культуры с обшарпанными стенами, давно не мытым полом назвать очагом культурного досуга молодежи?
На мой взгляд, уважающий себя чиновник районного или местного масштаба давно бы запретил в этом здании проводить различные культурные мероприятия.
— Вы бы к нам зимой приехали, посмотрели, в каких условиях мы работали, — вновь не выдерживает заведующая библиотекой Н. М. Гапеева. — Батареи-то едва теплые были.
Какие только не предлагали нам «обогреватели» читатели и что только мы сами не придумывали, чтобы согреться, спасти от сырости оставшиеся книги…
Кстати, книжный фонд в библиотеке небольшой. И выбор современной литературы не велик, в основном селяне читают старые советские книги. Может быть, это и к лучшему. Потому что жизнь новых русских в растиражированных боевиках пока для новоомской молодежи чужда. В основном она ее не воспринимает. Неслучайно хоть и мала библиотека, а под свою, пусть и ненадежную, крышу собрала около 1200 читателей. И ни ее заведующая, ни методист ДК Н. А. Рябова за состояние местного очага культуры ни передо мной, ни перед секретарем Омского райкома КПРФ В. И. Кондрашовым не краснели. В их селе люди, несмотря ни на что, еще читают, стараются проводить свой досуг с пользой.
— А куда еще в деревне пойдешь, чем займешься? — говорит все тот же паренек. — Не самогонку же пить. Хотя многие ребята скатываются, некоторые употребляют наркотики, попадают за решетку.
— А власть-то куда смотрит? — интересуюсь я у своего собеседника.
— А ей наплевать на наши проблемы, — смело отвечает юноша. — Если бы главу нашего районного самоуправления молодежь волновала, то такого безобразия на селе, как у нас в Новоомском, не было бы.
Не согласиться с мнением молодого человека нельзя. Тем более в течение дня почти то же самое пришлось слышать от многих жителей поселка.
— Это только в СМИ администрации области, в газете «Призыв» Омского района у нас в районе тишь да благодать, — поддерживает меня секретарь райкома В. И. Кондрашов. На самом деле ни одна озвученная прогубернаторскими СМИ молодежная программа по настоящему не работает. За последнее время я воочию убедился в бессилии и несостоятельности существующей власти, ее лидеров. Молодежи после окончания сельскохозяйственных учебных заведений в буквальном смысле некуда податься. Да и кто за мизерную зарплату в 1000-1200 рублей пойдет работать агрономом, зоотехником, ветеринарным врачом? И совершенно прав тот молодой человек, утверждая, что юноши и девушки обучаются сегодня в аграрных вузах и техникумах не ради того, чтобы получить специальность, а чтобы чем-то занять себя. Ну а про организацию культурного досуга молодежи и говорить не приходится. В районе практически все ДК надо приводить в порядок, а новоомский — тем более.
Да, бед на селе реформаторы натворили немало, угробив не только производство, народные материальные ценности, нажитые десятилетиями, но и добрались до самого святого — культуры…