НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ

Очередной проект реконструкции кинотеатра «Маяковский» вызвал новые споры

В минувшую пятницу на градостроительном совете был представлен новый проект реконструкции КДЦ «Маяковский», по которому площадь кинотеатра увеличится вдвое, а со всех четырёх сторон его будет украшать фасад с колоннами. Но общественники считают, что строить кинотеатр нельзя, чтобы не осквернять память предков.

Новый проект центрального омского кинотеатра представил член архитектурной группы «Артэс» Артур ОБОТУРОВ. Он рассказал, что «Маяковский» планируется расширить по бокам, а со всех четырех сторон здания сделать равнозначные фасады с колоннами, наподобие того, что сейчас украшает фронтальную сторону кинотеатра. Позади «Маяковского» предполагается построить подземную парковку на 150 мест.

После реконструкции число зрительных залов в «Маяковском» вырастет с 4 до 8, вместимость зрителей — с 540 до 1100 мест, а общая площадь кинотеатра — с 730 до 2000 квадратных метров, — отметил Артур Оботуров. — На первом этаже будут размещены пункты питания, лестница, лифт и выход с подземной парковки, рассчитанный также и на маломобильные группы населения. На втором этаже будут два кинозала по 130 мест, фойе и зона ожидания, а на третьем этаже — детская зона. Вместо существующего чердака появится четвертый этаж, где будет кафе с выходом на террасу с прекрасным видом на центр города.

Также, по словам докладчика, претерпит изменения и пространство вокруг кинотеатра: здесь будет разбит сквер, перед зданием вместо цветочной клумбы появится фонтан, два входа в подземный переход будут накрыты козырьками, кроме того планируется организовать площадку для летних показов под открытым небом.

Участников градсовета обеспокоил вопрос: будет ли как-то решаться проблема с помещением бывшего кафе «Пирамида», которое уже несколько лет портит облик кинотеатра? Артур Оботуров ответил, что стоит попытаться найти компромисс с владельцами помещения — либо выкупить его, либо предоставить им площадь внутри самого кинотеатра.

Еще один элемент проекта реконструкции — часовня, которая должна появиться рядом с кинотеатром со стороны Красного Пути. По словам проектировщика, Омская епархия согласна на проведение реконструкции, только если будет построена часовня — в память о Кадышевском кладбище, которое, предположительно, располагалось на этой территории с 1768 по 1820 годы.

В ходе обсуждения возобновились споры об этической стороне строительства, которые не утихают уже более десяти лот. Так, историк Игорь КОНОВАЛОВ высказался о том, что вопрос о реконструкции не стоит и обсуждать.

Не бывает бывших кладбищ: наши покойные предки оттуда никуда не ушли, их прах остался на месте, — отметил историк. — Это кладбище — ровесник второй омской крепости, первыми здесь были похоронены строители крепости в 1768 году. Долгое время на его месте был сад — потому что прошлые поколения омичей прекрасно помнили, что это место священно. Однако в советское время этому не придавали значения — и здесь построили кинотеатр. Здание стояло внутри сада, поэтому обозревался один главный фасад, остальные были закрыты зеленью. Я предлагаю восстановить сквер, чтобы здание выглядело так, как оно было изначально задумано.

Если мы отдаем дань уважения нашим предкам, то любое строительство на этой территории безнравственно. И при этом незаконно: в ельцинские времена был принят единственный нравственный закон — о запрете строительства на кладбищах. Достоинства и недостатки нового проекта я обсуждать не буду -я предлагаю эту тему закрыть раз и навсегда и больше к ней не возвращаться.

Мнение Игоря Коновалова поддержали председатель Общества коренных омичей Владимир СЕЛЮК и архитектор Жанна ХАХАЕВА, которая отметила, что здание нельзя расширять в стороны, а только наверх — пусть даже в ущерб облику и панораме. Однако несогласных с мнением общественников было больше. Так, от лица горожан пожелал выступить член союза предпринимателей Денис КОШЕЛЬ.

Почему из Омска уезжают люди? Потому что здесь нечего делать: негде гулять, нет благоустройства и ничего нельзя, — отметил бизнесмен. — Этот объект может воссоздать то, что мы потеряли за последние десять лет. Мы потеряли центр города! днем здесь нет ни одного человека. Мы построили часовни через каждые 500 метров, построили соборы, но не подумали, что будет делать молодое поколение. Кинотеатр -это не ночной клуб, и никто не будет гам плясать на костях. Наоборот, многие фильмы направлены на подъем духовности. Надо подумать, что нам важнее кладбище, которое закончило существование в девятнадцатом веке, либо сегодняшний город с миллионным населением, который стремительно уменьшается и чью экономику мы теряем.

Директор КДЦ «Маяковский» Владимир ЯМПОЛЬСКИЙ сообщил, что готов пойти на компромисс, и даже взял на себя обязательства провести перезахоронение, если во время строительных работ все-таки будут найдены какие-либо останки.

На сегодня наполнение этого здания не соответствует современности, нужна реконструкция, и мы об этом говорим уже с 2004 года, — отметил предприниматель. -Я тоже христианин и тоже считаю себя нравственным человеком. Когда этот вопрос возник первый раз — мы заказали археологическое исследование, которое ничего не выявило, и об этом есть официальный документ. Мы запросили архивы в архиве сообщили, что нет никаких документов, подтверждающих наличие кладбища на этой территории. Мы провели общественное обсуждение этого вопроса. Мы получили разрешение от министерства культуры в 2011 году, мы получили соглашение от епархии. Мы сами сидели в архивах и изучали вопрос. Нет карты, где были бы обозначены границы кладбища. Но даже если оно и было — его закрыли в 1820 году, о чем мы вообще говорим? У этой территории нет статуса кладбища. А если что-то будет найдено во время строительных работ — мы проведём перезахоронение за свой счет.

Итог обсуждения подвел главный архитектор Омска Анатолий ТИЛЬ:

Надо взять этот проект за основу, однако минимизировать подземные работы. Необходимо еще раз обсудить этот вопрос с министерством культуры и епархией, а также учесть ситуацию в случае обнаружения захоронений. Я предлагаю и заказчику, и архитектору обсудить этот проект на архитектурном совете, в кругу профессионалов: он требует доработки и правильного решения.