После громкого скандала в конце минувшего года с концессией Театра юного зрителя и последовавшего за ним конкурса по распоряжению министерства культуры руководителем Театра юного зрителя назначили 40-летнего петербуржца Владимира Золотаря (на снимке). Последние пять лет он работал главным режиссером нижегородского ТЮЗа, с 2002-го по 2008 год — Алтайского театра драмы имени Шукшина. Является основателем Санкт-Петербургского театра Михаила Чехова и одним из соучредителей Союза правых театров России. В 2013 года Владимир Золотарь стал главным режиссером ТОП-театра, ранее носившего имя Александра Гончарука.
По словам нового назначенца, он был категорически против должности директора, поскольку является «практикующим режиссером». Минкульт пошел ему навстречу и, пересмотрев «табель о рангах», поставил его во главе театрального коллектива в качестве художественного руководителя.
Владимир Золотарь официально представил журналистам свою команду из четырех замов. Александр Рудов, прежде работавший в «Арлекине», — по художественно-постановочной части, Владимир Евстратенко — по организации зрителей, Татьяна Мальцева — по экономическим вопросам, Елена Мамонтова, до недавнего времени занимавшая пост начальника отдела искусств и взаимодействия с творческими союзами министерства культуры,- по творческой части.
Формирование завершено. Первые лица определены и больше назначений не будет. В такой структуре мы пойдем дальше, учась работать вместе, — заявил Владимир Золотарь.
Были озвучены основные моменты концепции развития ТЮЗа:
Говорят, что студенчество мы в театр не приведем. Хочется поспорить. Наша цель — привлечь в театр детей и молодежь. Причем не только через организованные культпоходы с учителем, нужно искать иные формы работы со зрителем. Диалог с юным зрителем всех возрастов в сегодняшних условиях не должен исчерпываться спектаклями. Театр — это открытое пространство, в котором есть не только утренние и вечерние спектакли. Жизнь здесь должна постоянно кипеть, вплоть до организации экспозиций современного искусства для детей и небольших библиотек с детскими изданиями, а также мероприятий, создающих некий художественный контекст. Необходима программа, связанная с разными возрастами.
Худрук поделился заботами: отобрал уже с десяток пьес, которые хотелось бы поставить, но кто их будет осуществлять? Молодые режиссеры в детские театры идут неохотно. Пока есть конкретные планы только в отношении сотрудничества с замечательным режиссером Полиной Стружковой, которая реализует свой талант, работая именно в детских театрах.
Уже в апреле ТЮЗ планирует осуществить проект «Лаборатория современной режиссуры», на который приглашаются четыре молодых режиссера. Каждому из них представится возможность создать эскизы спектакля и обсудить их со зрителями и театральными критиками. В мае театр выпустит премьерный спектакль «Отелло», приуроченный к 450-летию великого драматурга Уильяма Шекспира.
Владимир Золотарь считает, что в ТЮЗе слишком просторное фойе на втором этаже (хотя все, кто бывает на спектаклях, знают, что это пространство исчезает прямо на глазах, когда в антракте здесь буквально бурлит детский водоворот). Он планирует организовать тут кафе, как свободную зону молодежного общения, где можно проводить обсуждения спектаклей и другие мероприятия.
Еще одна идея худрука — создание малой сцены, где могут идти камерные спектакли для 20-30 зрителей. Для этого планируется ликвидировать внутренний дворик. Воплощение задумки возможно только в случае реконструкции театра.
Хотелось бы, чтоб получился современный театр. Это требует больших затрат, по предварительным оценкам, ремонт и перестройка фойе обойдутся в полмиллиарда рублей. Дата реконструкции никому не известна, — сказал Владимир Золотарь на пресс-конференции. — Министерство культуры активно работает над изысканием источников финансирования. Концессия отвергнута, но вопрос решать все равно нужно. Думаю, что в лучшем случае финансирование начнется в 2015 году. Пока будем воплощать те планы, что нам под силу, а с такой интересной, сильной и разновозрастной командой, что уже сложилась в ТЮЗе, реализовать можно многое.
От себя добавим, что ТЮЗы в стране, как правило, уничтожены, об этом говорилось на февральском заседании президиума Совета при президенте по культуре и искусству. Функции этих театров на себя взяли взрослые театры, но многие не справились, потому что это совершенно другой опыт: и профессиональный, и методический.