МЕТАМОРФОЗЫ СТЕКЛА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

В генерал-губернаторском корпусе музея имени Врубеля открылась уникальная выставка «Хрустальный дворец». Коллекция принадлежит музею и в таком объеме экспонируется впервые

Хрупкие экспонаты, размещённые в витринах и на подиумах, занимают шесть залов музея: «Магия Востока», «Алмазная грань», «Зазеркалье», «Хрустальный праздник», «Поэзия советского стекла» и «Арт-Студия».

Если история стекла насчитывает пять с половиной тысяч лет, то идея создания и производства хрусталя родилась в XVII веке в Англии. Греческим словом «krystallos» («кристалл») назвали вид стекла, отличающийся особой прозрачностью и высоким качеством изготовления. Отражающая функция стекла, его светоносность, праздничность определила его использование для создания сервизов, оформления интерьеров.

Переходим из зала в зал — блистательные кубки, штофы, бокалы с монограммами и вензелями Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра II; хрустальные сервизы, питейная посуда во всем многообразии…

— Узнав, что мы из газеты «Красный Путь», куратор выставки, научный сотрудник Иван Гольский (на снимке вверху) предлагает пройти в пятый зал:

Это зал славы отечественной художественной промышленности, галерея советского авторского стекла. Советская власть дала художникам, работавшим со стеклом, шанс реализовать самые смелые мечты. Сегодняшняя власть это наследство не сохранила — почти все заводы закрыты. Даже сувениры для недавней Олимпиады изготовили в Китае. Без заводского производства, в мастерских выдуванием стекла заниматься практически невозможно. Из материала, предназначенного для стаканчиков, трудно ухитриться сделать выдающееся произведение для выставки, например скульптуру. В лучшем случае сейчас у нас есть мастерские, где художники могут работать в таких техниках, как витраж, мозаика. А создание крупных форм ушло в историю. Показывая на выставке произведения известных художников, мы представляем и заводы, отстаивавшие честь художественной промышленности Советского Союза, такие как «Красный Май», «Неман» (Белоруссия), Дядьковский хрустальный завод (Брянская область) и другие.

— Советской кузницей художественного стекла называли Львовскую экспериментальную керамико-скульптурную фабрику ХФ УССР, где «вырастили» и эти цветы, — поясняет Иван, демонстрируя необыкновенную «цветочную поляну» на концертном рояле. — А эта композиция «Сад камней», отличающаяся легкостью гравировки, была выполнена на Лучановском заводе стеклоизделий в Томской области. Посмотрите, как гордо «реют» красные «Знамена» — это уникальная композиция художника Сергея Коноплева, получившая идеальное воплощение на заводе «Красный Май» (Вышний Волочёк) в 1988 году. Вот «Бегущая по волнам» Светланы Рязановой — чистое и прекрасное искусство. В советский период многие произведения художники задумывали и осуществляли к юбилейным торжествам, которые отмечала вся страна. Величественная ваза «Триумф Победы» была создана Ольгой Козловой с помощью мастеров Гусевского хрустального завода к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Необычна композиция «Уренгой», посвященная художником Владимиром Касаткиным строительству и пуску газопровода Уренгой-Помары-Ужгород.

Создать такую коллекцию, -говорит куратор выставки, — помогла любовь к своему делу Людмилы Романовны Ведерниковой, хранителя фонда керамики и стекла, реставратора керамики I категории (на снимке внизу).

Стекло дарит множество неожиданных эффектов, — поясняет Людмила Романовна, бережно поправляя экспонаты и наводя последний блеск. — Если художник выбирает стекло, он уже никогда не обратится к другому виду творчества. Стекло — необычайно красивый и загадочный материал. Оно способно передать неповторимую игру света, изумительные по глубине и нежности оттенки цвета, оно может меняться от кристальной прозрачности до абсолютной матовости. Декоративные возможности стекла неисчерпаемы для творчества. Для него свойственны невесомость и чистота, оно может повторить красоту акварельной живописности, а может быть глухим и тяжелым, подобно камню. В руках же истинного художника оно обретает жизнь, начинает дышать, превращаясь в неповторимое произведение искусства.

Планируется, что выставка будет работать до конца мая. В течение этого времени она будет трансформироваться за счет новых экспонатов, так как в залах удалось разместить всего лишь треть предметов из стекла и хрусталя, хранящихся в музейном фонде. В шестом зале на плазменной панели можно посмотреть фильмы о стекольном производстве и техниках декорирования. Любознательные зрители могут воспользоваться новой услугой -получить планшет с наушниками, с помощью которого они узнают интересные подробности о каждом экспонате и пройдут экскурсию в сопровождении аудиогида.