ПРИЛЕТИТ ЛИ«ПТИЦА ФЕНИКС» В ОМСКИЙ ТЮЗ?

За три дня режиссеры, приехавшие в наш город, вместе с актерами ТЮЗа сделали эскизы-спектакли к возможным будущим постановкам

Владимир Золотарь, недавно утвержденный художественным руководителем ТЮЗа, считает, что театр не должен жить в фазе застоя, а должен быть полем для эксперимента, иначе перестанет существовать. Привлечь в ряды активных зрителей подростков и студенчество должна проведенная лаборатория молодой режиссуры «Внеклассные чтения». Когда-то впервые такая форма работы родилась именно в Омске — в академическом театре драмы, и ныне худрук убежден, что такой поиск поможет в короткий срок вывести театр юного зрителя на качественно новый уровень.
К участию в создании и показах постановок-эскизов были приглашены режиссеры из Москвы и Санкт-Петербурга. Кандидатуры предложил куратор мероприятия Олег Лоевский, один из основателей «лабораторного движения», член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска».

Проведение «Внеклассных чтений», — считает он, — дает театру возможность ощутить себя центром быстрого реагирования на то, что происходит сегодня вокруг. Возможно, какие-то эскизы перерастут в спектакли. Лаборатория -профессиональный тренинг.

Каждого режиссера, объяснили участники пресс-конференции журналистам, участие в такой лаборатории заставляет напрягаться: хватит ли профессионализма за очень сжатый срок воплотить с неизвестными ему актерами свои замыслы и как оценит это зритель?

Когда работаешь какое-то время в определенном театре, знаешь актеров и можешь выбрать тех, кто, по-твоему, соответствует типам героев пьесы, а при проведении лаборатории — актеров выбираешь всего лишь по присланным фотографиям, — поделился молодой петербургский режиссер Андрей Корионов.

Кроме режиссеров, к участию во «Внеклассных чтениях» .были приглашены известные российские театральные критики, члены жюри региональных фестивалей, перед которыми стояла задача дать профессиональную оценку работе приезжих режиссеров и омских актеров.

Спектакли-эскизы зрители могли посмотреть совершенно бесплатно. Все они сыграны в условиях малой сцены, позволяющей наладить диалог между актером и зрителем. В течение двух вечеров были представлены четыре работы. Режиссер Наталья Шумилкина создала с нашими тюзовцами (Галиной Ксеневич, Евгением Бухановым, заслуженной артисткой РФ Мариной Журило, Ксенией Ефремовой и др.) часовой эскиз по пьесе «Птица Феникс возвращается домой», написанной несколько лет назад модной ныне Ярославой Пулинович. Константин Стрельников вместе с актерами Михаилом Гладковым, Ириной Коломи-ец, Павлом Локшиным, Дмитрием и Михаилом Пономаревыми представил пьесу польского автора Игмара Вилквиста «Ночь Гельвера». Историю, написанную бывшим панком Клавдиевым, «Собиратель пуль» с актерами Тимофеем Грековым, Сергеем Дряхловым, Дмитрием Керном, Татьяной Лизуновой и Еленой Пылаевой рассказал зрителям режиссер Андрей Корионов. А «Битвы по средам» от американского драматурга Гэри Шмидта поставил Олег Молитвин с тюзовцами Данилом Супруном, Олегом Чичко, Екатериной Кривецкой и заслуженной артисткой РФ Ларисой Яковлевой.

Если первая пьеса — то ли сказка, то ли притча, то ли не совсем детская история любви, то в других произведениях раскручиваются сюжет на тему геноцида, эпопея борьбы одного американского школьника с Шекспиром и история о беспросветных буднях провинциальной молодежи — панков, готов или просто гопников.

Хочется отметить прекрасную работу в таком авральном темпе, который был задан программой лаборатории, актеров нашего ТЮЗа, помощников режиссеров Галины Кудриной и Ирины Авраменко и художника по костюмам Натальи Смирновой.

Каждый показ завершало открытое зрительское обсуждение увиденного вместе с ведущими театральными критиками. На листочках зрительского голосования участники просмотров должны были выбрать варианты: оставить в репертуаре; доработать; забыть как страшный сон. В основном работы получили положительные оценки. Молодежь и присутствовавшие на просмотрах учителя и преподаватели вузов в своих оценках отмечали: «Большой плюс — мы не увидели пошлости, откровенных сцен. Если еще несколько лет назад режиссеры цеплялись за это, чтоб привлечь молодого зрителя, то сегодня такие вещи не работают — ориентиры молодых меняются».

Окончательный приговор-выбор: пропишутся или нет предложенные пьесы в нашем ТЮЗе за руководством театра? А вот как долго они будут жить на сцене, зависит от зрителя.