НА МЕДЛЕННЫХ ТОРМОЗАХ МОЖНО ДВИГАТЬСЯ ТОЛЬКО ВНИЗ

Учитель истории и обществознания, директор Петропавловской школы Муромцевского района Омской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2004» Александр Витальевич РАХНО хорошо известен в нашей области как человек с активной жизненной позицией и твердыми взглядами. Его статья, недавно опубликованная в «Учительской газете», получила много откликов

Наш район, по данным Российского географического общества, — один из самых образованных в области. А дети учиться не хотят. Может быть, историко-образовательный проект, созданный омскими учеными, в котором принял участие и я, мог бы как-то помочь, разбудить желание учиться. Но уже два года проект остается на стадии красивой картинки. Его одобрил омский губернатор Виктор Назаров, на чем, как водится, дело и остановилось. Проект недорогой, есть масса волонтеров, желающих помочь в строительстве. Но…

Нужны власти » образованные люди?

Исчезла внутренняя мотивация. Дети не понимают, для чего учиться. Чтобы ездить на Север за заработками? Причем на птичьих правах, как те же гастарбайтеры -ни больничных, ни пенсионных. У прежнего нашего губернатора хватило совести — или подсознания?

написать книгу «Вперед, на медленных тормозах». Любому логически мыслящему человеку ясно, что на медленных тормозах можно двигаться только вниз. Сейчас слов много, обещаний еще больше, но область по-прежнему катится в яму. У нас негде работать, хотя много земли. А дети должны видеть, что для них строятся завод, фабрика: вырасту — пойду работать, построю дом…

Поколение, так и не оправившееся от шока, когда страна рушилась, — потерянное, оно не работало и работать уже не станет. Их сыновья и дочери не умеют элементарного: ни гвоздь забить, ни цветок посадить. Учителям бы этим заняться, да некогда -стимулирующая система оплаты труда привела к тому, что они пишут отчеты за каждое свое движение. Сводил детей на экскурсию или просто сочинил проект, не отходя от компьютера, распиши и получи надбавочку. Учителя, к сожалению, тоже включились в гонку за деньгами.

Нужно создавать и строить. Нужны люди с техническим, инженерным образованием. Профориентация — это ведь в первую очередь проба себя. Пусть шестиклассники берут молотки, восьмиклассники — электрорубанки, старшие встают за станки. У девчонок должно быть свое дело. Стоит ли учить детей только ради поступления в вузы, чтобы потом 70 процентов выпускников сидели без работы?

Это предусмотрено федеральными государственными стандартами? — такой вопрос задал мне министр образования Омской области Сергей Алексеев, у которого я просил хотя бы старые верстаки для уроков труда.

Зачем нужны такие стандарты, которые не предусматривают жизни? Впрочем, министр ведь не образованием в регионе руководит, а всего лишь министерством образования. Но мы-то, педагоги, можем подумать о будущем наших учеников, о чем-то кроме стандарта! Откуда же будут браться увлеченные наукой студенты, если по новым федеральным стандартам, сильно напоминающим ухудшенные старые, сокращены часы естественно-научного цикла? Где брать будущих физиков, химиков, а тем более астрономов, если этот предмет вообще изгнали из школы? Как вообще может развиваться образование, если нет его национальной стратегии?

Надеюсь, вырастет из нашей Петропавловской школы политехническая, в которой дети будут учиться не только писать и читать, но еще и работать. Только случится это не с помощью власти. Борис Коваленко, наш земляк, а ныне московский бизнесмен, строит нам суперсовременную школу. В ней будет и отдельный блок со спальным помещением, и закрытый внутренний двор, и бассейн, и тренажерный зал. И станки. Я тоже в меру сил пытаюсь создать будущее своим ученикам. Например, двое моих ребят учатся в московском лицее для одаренных детей, а один из петропавловских мальчишек не без моей помощи попал в Оксфордский университет.

Наверное, хватит надеяться на власть. Создавать и строить можем и мы, педагоги, если больше будем думать о детях, не о себе. Не та профессия, которую можно измерять исключительно рублем Стандарты не предусматривают»! Но ведь не запрещают? Не поможет нам власть, пока мы сами не начнем действовать.