Второго апреля депутаты горсовета обсудили судьбу омских перевозчиков. Директор департамента транспорта Омска Олег ОСИНСКИИ предложил внести изменения в действующие правила допуска частников к работе в общественном транспорте. По мнению самого чиновника, несмотря на принимаемые городом решения, ситуация по-настоящему не изменится в лучшую сторону, пока не будет принят федеральный закон о запрете конкуренции в сфере пассажирских перевозок.
Меняют условия конкурсов
Проектом решения, озвученным Олегом ОСИНСКИМ, изменяется процедура подачи заявки на конкурс и заключения договора с муниципалитетом. Срок предоставления документов для заключения договора с перевозчиком увеличивается с 20 до 30 дней, а список документов, прилагаемых к заявке, уточняется. Помимо прочего, в него предлагается включить справку об отсутствии у предпринимателя задолженностей по налогам и прочим обязательным платежам.
Новыми правилами объявляется, что один участник может подать всего одну заявку по муниципальному лоту, заявив транспортные средства в количестве, не превышающем 10% от объема, указанного в конкурсной документации. При оценке заявки не будут учитываться следующие транспортные средства: уже победившие в конкурсе, указанные в ранее заключенных с департаментом транспорта договорах, не предоставленные к осмотру, и те, в отношении которых были предоставлены недостоверные сведения. Кроме того, в категорию отказников вошли единицы транспорта, заявленные сразу несколькими перевозчиками.
При наличии в заявке лишних транспортных средств комиссия получает право (и обязанность) выбирать лучшие из них. При этом департамент транспорта планирует осуществлять осмотр машин до объявления победителей конкурса.
В соответствии с этими же поправками перевозчики получают дополнительные обязательства по договорам в том числе о предоставлении ежеквартальной отчетности о количестве работающих транспортных средств, пройденном километраже и перевезенных пассажирах. Если владелец транспортных средств малой или средней вместимости принимает решение о замене автопарка, он должен поставить на маршрут машины того же года или более поздних лет выпуска.
Социальное достояние нерентабельно
На сегодня не разыграно порядка 20 маршрутов, и их количество увеличится, потому что мы убираем муниципальный транспорт с маршрутов, и они высвобождаются, — рассказал депутатам директор департамента транспорта. — Желающие, конечно, могут в них участвовать, но желающих не появится. У нас на самом деле перевозчики сейчас отказываются от ряда маршрутов, потому что они нерентабельны.
Олег ОСИНСКИИ убежден, что в городе-миллионнике должны быть пересадочные узлы, а вот маршруты необходимо сократить, чтобы уменьшить конкуренцию.
К сожалению, в нашем государстве нет запрета на конкуренцию в пассажирском транспорте, хотя в цивилизованных странах он есть. ВУ-ЧИК сказал, что в США этот закон был принят в 1920 году, -пересказал чиновник слова американского профессора-урбаниста. — Какая может быть конкуренция?! Это опасно! У нас эта конкуренция есть, поэтому вчера три «газели» попали в ДТП и 9 человек на больничной койке оказались только за один день. Никто об этом не говорит, потому что у нас ментальность, наверное, немножко другая.
Глава департамента надеется, что в 2014 году аналогичный западным федеральный закон все же будет принят в России.
Депутат Валерий КОКОРИН, в целом поддержавший предлагаемый городом проект решения, категорически не согласен с Олегом ОСИНСКИМ в оценке многообразия омских маршрутов.
Это наше социальное достояние, это удобство наших людей, — заявил депутат. — Понятно, что это вам экономически невыгодно, но это социальное достояние нашего города. Не надо лишать даже в мыслях нас этого достояния!
Платят налоги на 20%
О необходимости ужесточить требования по оснащенности транспортных средств системой ГЛОНАСС заявил депутат Александр ИВАНОВ. По его мнению, маршруток без ГЛОНАСС в Омске вообще быть не должно.
Сегодня мы по определенным признакам можем расторгнуть договоры хоть со всеми, но они продолжат ездить, как они в течение трех лет ездили до 2013 года — без договоров. Федеральный закон сегодня говорит: получил лицензию — можешь ездить. Все, что придумали на местном уровне, не отвечает федеральным законам, — сказал на это Олег ОСИНСКИИ.
Он понимает, что сейчас маршрутчикам невыгодно оснашаться системой ГЛОНАСС. так как они становятся прозрачны в том числе для налоговой службы, у которой до сих пор нет возможности доказать, что неплательщики действительно работают. Тем не менее администрация, по словам чиновника, постепенно вводит частников в правовое поле. «Да, они намного меньше налогов платят от необходимого, но уже вдвое больше, чем в 2012 году. Осталось дождаться закона, который в Госдуме застрял», — говорит глава департамента.
Депутат Юрий ФЕДОТОВ выступил за ужесточение финансового контроля над перевозчиками. В настоящий момент, по его оценкам, они отчитываются не более чем за 20% своего транспорта. С соответствующим предложением он предложил обратиться к мэру Вячеславу ДВОРАКОВ-СКОМУ.
Депутаты приняли проект решения к рассмотрению. После тщательной доработки в конце весенней сессии они к нему вернутся.