БАБУШКА БЕЗ АДРЕСА

Подлежащий сносу ветхий барак неожиданно исчез с карты Омска

Найти дом на пять квартир, расположенный практически в центре Омска — на улице 2-я Линия, 171, оказалось не так-то просто. И если бы не жительница этого многострадального дома — Ирина Кнаус, мы бы еще долго блуждали среди жилых новостроек и капитальных гаражей. Перед этим я пытался отыскать этот дом с помощью поисковой интернет-системы, но тщетно. Такого адреса на карте города просто не оказалось. Вот Ирина Николаевна и вызвалась быть нашей провожатой.

Еще в девяностые годы мы обращались в администрацию Омска с просьбой расселить наш дом. Там по каким-то документам его долго искали, но с первого раза так и не нашли. Лишь спустя какое-то время он все-таки отыскался, — рассказывает Ирина Кнаус.

Из холода — в потоп

Этот барак, некогда принадлежавший железной дороге, в свое время располагался на улице Пушкина, но в 1952-м его перенесли на 2-ю Линию. Именно в тот год Ирина вместе со своими родителями и справила здесь новоселье.

Впрочем, говорить, что барак стоит, — это слишком громко. Годы берут свое, и деревянное строение в любой момент рискует рассыпаться по бревнышкам. Проблем жителям добавляют не только ветхие стены и крыша, но и вода под полом. Пробовали откачивать- бесполезно. Через день она вновь заполняла погреба и поднималась вровень с полом. Оказалось, когда по соседству строили капитальные гаражи, подняли их уровень, а дом оказался в низине. Теперь все талые воды, и не только талые, прямиком стекают во двор. Весной сюда можно пробраться исключительно в резиновых сапогах. Летом люди страдают от полчищ комаров, а зимой — от нестерпимого холода. Как пенсионерка ни старается затыкать щели, это не дает никакого эффекта: ветер все равно гуляет по комнатам. Да и печка уже не спасает: из-за постоянного подтопления ее фундамент просел, а сама она пошла трещинами. Поэтому только дымит, но не греет.

Эту зиму мы кое-как пережили, но следующую уже не осилим, — сетует Ирина Кнаус.

Нет денег, нет сноса

Впервые, как мы уже сказали, о расселении этого барака заговорили еще в девяностых годах прошлого века. По существовавшему тогда генеральному плану Омска здесь должна была проходить дорога, связывающая проспект Маркса с улицей Лизы Чайкиной. Дорогу так и не построили, зато барак оказался в окружении многоэтажек и гаражных кооперативов. Уже в наши дни жильцы продолжали вести переписку с мэрией Омска, настаивая на сносе своего ветхого жилья и переселении в благоустроенные квартиры. Однако каждый раз получали ответы, написанные, словно под копирку. Чиновники соглашались, что дом действительно признан непригодным для проживания и подлежит сносу, но из-за ограниченного объема выделенных средств он не попадал в соответствующие программы. И так из года в год. Не внес ясности и полученный в ноябре 2012 года очередной ответ. Администрация якобы готова изъять находящийся под домом земельный участок. Однако, как уточнила в своем письме директор департамента жилищной политики мэрии Омска Светлана Шенфельд, в настоящее время в муниципальном жилом фонде отсутствуют помещения, которые можно было предоставить жильцам дома № 171 по улице 2-я Линия. И ситуация с расселением вновь повисла в воздухе.

В прошлом году я опять побывала в городской администрации. И снова услышала то же самое: финансирования, говорят, нет, ждите. И сколько мы можем ждать? У нас уже не осталось ни моральных, ни физических сил, — недоумевает Ирина Кнаус.

Путь к воде

Когда-то водоразборная колонка находилась рядом с домом, много лет жители ею пользовались. Но когда началось активное строительство, колонку убрали, и теперь за водой приходится ходить за несколько кварталов. А если учесть, что и сама Ирина Николаевна, и ее муж уже далеко не молоды, то каждый такой поход за флягой воды становится для них настоящим испытанием.

Несколько лет назад мы обращались в «Водоканал», просили восстановить колонку. Но там ответили, что в этом месте нет водопроводной трубы. Нашли ее, только когда случился порыв, и вода залила наш огород. Но колонку так и не разрешили восстановить. Нам теперь вообще ничего не разрешают. Вы, говорят, идете под снос, поэтому ничего здесь делать не будем. А еще посоветовали пока так и жить. Вот так и живем! — продолжила пенсионерка.

Не верь и не проси

На прошлой неделе в администрации Омска прошло совещание, на котором в числе прочих рассматривался и вопрос о переселении омичей из ветхого и аварийного жилья. По словам директора департамента жилищной политики Светланы Шенфельд, в рамках программы до 2017 года планируется переселить 7540 жителей из 35Д аварийных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2012 года. Общая площадь таких домов составляет 99 701 кв. м. До конца этого года планируется переселить 2053 жителя из 728 квартир общей площадью 28 516 кв. м.

Звучит впечатляюще. Обнаружили мы и перечень домов, расселение которых будет производиться в рамках адресной программы. Ее реализация рассчитана до 2015 года. Как сказано в документе, расселение будет происходить в три этапа. Есть в нем и дом по адресу: 2-я Линия, 171. Он попал во второй этап, его расселение намечено на 2015 год.

Эту новость мы сообщили Ирине Кнаус. Но она ее почему-то восприняла без энтузиазма:

-Знаете, я уже столько раз слышала о том, что наш дом вот-вот-снесут. Вот и земельный участок под ним администрация будто бы изъяла. Говорят, что земля отдана под индивидуальное жилищное строительство. Я это слышу много лет. Впервые о сносе заговори. еще когда моя дочь пошла в первый класс. Теперь вот и моему внуку исполнилось уже одиннадцать -дом все сносят. Правда, на словах. Но кроме разговоров так ничего « не происходит. Поэтому я уже ни во что не верю, — грустно сказала Ирина Кнаус.

Ольга ВОРОБЬЕВА
Юрист общественной региональной организации «Защита прав потребителей»:

Ускорить процесс с расселением ветхого и аварийного жилья и предоставления жилой площади можно с помощью судебного решения. В мэрии существует две очереди: те у кого уже есть на руках решение суда. и те, у кого его пока нет. Мэрия обязана исполнять решения судов в установленные сроки. Поэтому я бы порекомендовала гражданам заручиться решением суда. Если судить по складывающейся судебной практике, то чаще всего суды встают на сторону граждан.

«ОП» продолжит следить за развитием ситуации.