Колокольную музыку главного православного праздника называют радостью, льющейся с небес. Еще недавно над городом разносились скупые великопостные звоны, колокола как будто покаянно плакали о грехах. И все изменилось в ночь торжества света над тьмой — в пасхальную ночь.
Словами не передать, что испытываешь на колокольне, когда из храма выходит крестный ход, внизу море огней от зажженных свечей, поет хор — ощущение благодати, — говорит звонарь Владимир Маловечкин.
I Владимир руководит центром и школой звонарского мастерства и в пятый раз возглавляет пасхальный праздник колокольного искусства. Нынче он начался в полдень
20 апреля в Успенском кафедральном соборе. К главному звонарю храма Константину Лебедеву, Владимиру Маловечкину и их коллегам присоединились прихожане — ведь на Пасху всем желающим позволено попробовать свои силы в звонарском деле. Дальше праздник продолжился на колокольнях Свято-Никольского, Казанского и Крестовоздвиженского соборов. 24 апреля в полдень запоют колокола Николо-Игнатьевского храма, 25 апреля — Скорбященской церкви. Завершится первая неделя праздника 27 апреля в Ачаирском Крестовом монастыре. А 11, 18 и 24 мая «Пасхальные звоны» прозвучат в Марьяновке, Розовке и Большеречье.
Ведущие омские звонари, в числе которых и Сергей Синич, Ольга Прокопьева, Ксения Белик, владеют самыми разными традиционными русскими звонами — новгородской, московской, ростовской, псково-печерской школ. Владимиру Маловечкину по душе — суздальская. В чем их отличие?
Как в речи жителей разных мест России присутствует свой говор, так и у колоколов — своя интонация. Важна и мощь, и состав колокольного оркестра — в каждом храме он свой, — говорит Владимир Маловечкин. — Поэтому и уроки звонарского мастерства мы даем на звонницах тех храмов, где нашим ученикам предстоит работать.
К пасхальному празднику омские колокольных дел мастера готовят и авторские композиции. Но поражать людей исполнением «Желтой подводной лодки» группы «Битлз», как это недавно сделали в Вологде, не собираются. Считают, что наше наследие велико и выразительно. А вот опыт выступлений с симфоническим и духовым оркестрами хотели бы повторить. Уже звучала в Омске увертюра Глинки «1812 год» с участием колоколов. Самый большой музыкальный инструмент использовали в своих сочинениях Чайковский и Мусоргский, Рахманинов воспроизводил в произведениях мелодии новгородских звонов.
Среди омских звонарей все больше виртуозов. Например, Владимир Маловечкин на московском фестивале сумел в одиночку сыграть сразу на 24 колоколах Свято-Данилова монастыря. Впрочем, омичи хорошо показали себя не только на Московском, но и на фестивалях в Каменске-Уральском, Усолье-Пермском. Скоро вновь отправятся демонстрировать свое мастерство в Москву, Новосибирск и Елабугу. А в октябре в нашей области вновь пройдет Всероссийский покровский фестиваль звонов.
Древнее русское искусство, восхищавшее мир, в наши дни возрождается вместе с храмами.