«В ОМСК ПРИЯТНО ВОЗВРАЩАТЬСЯ»

В Концертном зале филармонии выступил Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением народного артиста России Валерия Гергиева

С невиданным размахом

Маэстро Гергиев неутомим. Нет другого такого музыканта ;в мире, у которого число выступлений было бы больше, чем календарных дней в году. Если он решил участвовать в церемонии открытия Олимпиады, то руководит тысячеголосым детским хором, собранным из всех регионов страны. Если учредил Пасхальный фестиваль, то его звуки должны быть слышны даже в отдаленных городах России. Вот и нынешний фестиваль проходит с невиданным размахом: за 20дней — 110 концертов в 50 городах. Фестиваль 2014 года посвящен 100-летию со дня начала Первой мировой войны.

В Омск петербургские музыканты приехали специальным поездом из Екатеринбурга. Короткая репетиция — и сразу два концерта: для взрослых и детей. А в девять часов вечера оркестранты были уже в поезде: следующим вечером им предстояло выступить в Красноярске. Далее — Иркутск,Якутск, Владивосток, Хабаровск, Гомск, Новосибирск, Тюмень, Пермь, Москва, города Волги и средней полосы. 9 Мая — традиционный концерт для ветеранов на Поклонной горе в Москве и исполнение оперы Джузеппе Верди «Трубадур» с участием 4лны Нетребко в Большом зале Московской консерватории. А завершится музыкальный марафон 10 мая в Пскове.

Коллекция талантов

«Не живет — дирижирует» так говорят о Валерии Гергиеве. Третья встреча с ним и его коллективом в Омске вновь порадовала меломанов. Оркестр исполнил симфонию и финал из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского, симфоническую поэму «Так говорил Зарэтустра» Рихарда Штрауса. Отмечая 150-летие композитора М.П. Мусоргского, Валерий Гергиев включил в программу его произведение «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина»). Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром П.И. Чайковского исполнил виолончелист, лауреат международных конкурсов Александр Рамм.

С первых тактов Мариинский оркестр завораживает слитностью, чистотой и красотой звуков. В нем все — неординарные исполнители. Между тем большинство артистов оркестра Мариинского театра — одного из старейших симфонических коллективов мира -молоды. Валерий Гергиев растит и пестует таланты. Он говорит: «Конечно, моя Задача — набрать профессионалов. Но я сегодня предпочел бы взять 20-летнего валторниста и посадить его рядом с опытными музыкантами, чтобы он учился и рос в оркестре. Тем самым я хочу поспособствовать тому, чтобы молодые музыканты пополняли ряды не Чикагского или какого-то немецкого оркестра, а могли бы интересно работать в России.

«Тысячеголосый хор»

В Омск приятно возвращаться, у вас замечательный Концертный зал. Для меня было большой честью участвовать в его открытии, — сказал Валерий Гергиев на пресс-конференции. — Я помню, как стремительно был решен вопрос о реконструкции. И это не только подарок омичам, но и пример для других регионов, потому что сегодня далеко не в каждом крупном городе есть зал такого мирового уровня. Я всюду говорю об этом. Мы недавно открыли новую сцену в Мариинке. И от этого выиграли в первую очередь дети и молодежь. Продается огромное количество новых абонементов.

Просвещение — сегодня одна из главных забот и знаменитого дирижера. И его боль. Валерий Гергиев считает преступным выделение государственных средств на проекты шоу-бизнеса. И он возмущен, что в школах сократили уроки музыки:

Родителям говорят: «Если .хотите, чтобы ребенок занимался музыкой, отдавайте его в школу искусств». И растут дети, ничего не знающие о Чайковском. А есть ведь еще Прокофьев, Мусоргский, Стравинский, Рахманинов. Дать волю — уберут из программы и Пушкина, скажут: хотите его изучать — идите в специальный лицей.

Иной пример отношения к просвещению детей маэстро увидел в Ханты-Мансийске, где после исполнения его оркестром симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и Волк» дети легко отвечали на вопросы о солирующих инструментах и музыкальных образах. Есть у Валерия Гергиева идея и для Омска. Он сказал:

Почему бы вам не создать свой тысячеголосый детский хор? Уверен талантов у вас достаточно. Все мы, музыканты старшего поколения, вышли из детских хоров. Мне кажется, это лучшее, что может сделать Омск для поддержки статуса третьей столицы в канун юбилея города.

На вопрос обозревателя «ОП». где маэстро черпает силы для такой напряженной работы. Валерий Абисалоеич ответил так:

-Да. у меня большие нагрузки. Но музыка не только забирает, она еще помогает и дает силу.