КАРУСЕДЬ В«ЕРАЛАШЕ»

250 омских школьников участвовали в кастинге, чтобы стать героями киножурнала. Вот только там их никто не ждал

В сентябре в Омске состоялся кастинг «Студии «Ералаш». Ребята в возрасте от 8 до 14 лет боролись за право стать героями известного киножурнала. Детям обещали, что их имена будут занесены в базу данных киножурнала «Ералаш». Но только после долгого обучения, когда они снимутся в роликах, которые утвердит сам Борис Грачевский, — так написано в рекламных листках студии.

Знает ли «дядя Боря» о том, что «обещал» детям, доподлинно неизвестно. Омская «Студия «Ералаш» к киностудии, как и к Грачевскому, руководителю ООО «Ералаш», имеет весьма далёкое отношение. Её учредители, Екатерина Кунгурцева и Светлана Надиева из Екатеринбурга, в 2010 году заключили с киножурналом лицензионный договор на право использования названия «Ералаш» и его символов. Так что это не филиал знаменитого киножурнала, а организация, использующая его имя. Понять это, впрочем, непросто. Если обещания попасть в кинокартотеку были устными, то изучение этикета с Оксаной Фёдоровой, например, предлагается на одном из сайтов студии, как и сотрудничество «только с самыми известными и лучшими брендами, именами медиа- и шоу-бизнеса». Никто этих «имён» в Омске, конечно, не видел. Штат студии — четыре человека, среди которых два местных режиссёра, актриса и психолог. Самый медийный — омский телеведущий Валентин Вяткин. Он был нанят на работу в ноябре, так что попал только на недавний, январский, кастинг, который его поразил. Отбирали детей не по способностям, а по финансовым возможностям родителей — девятимесячное обучение стоит 36 тысяч рублей. Замечательные ребята из детдома, которых, как говорит Валентин, «бери и снимай», кастинг, разумеется, не прошли.

-Чему обучают наших детей, вообще неясно. Нет ни образовательных программ, ни задач и целей — чему они должны научиться, какими знаниями обладать по окончании курса, — говорит мама одной из «звёзд» Виктория Уткина. — И то, что участие в киножурнале «Ералаш» ребятам не светит, мы со временем догадались. Мы, может, и бросили бы уже занятия, но столько денег заплатили, осталось два месяца до окончания, хочется хотя бы какой-то результат получить.

По договору с учредителями 40 детей должны сняться в трёх «местных аналогах «Ералаша»: двух массовках и «роли со словами». Но телевизионщика Валентина Вяткина, который занимался и сценариями, и режиссурой, и съёмкой, и монтажом, от работы отстранили. Он, поняв наконец, что весь этот ералаш -«развод на деньги», по его словам, категорически отказался агитировать ребят учиться второй год, как того требовали учредители. Тем более что второй год от первого отличается только тем, что в «главной роли» слов будет не четыре-пять, а немножко больше.

-Мы написали письмо учредителям с просьбой оставить нашего преподавателя, которого дети полюбили, но услышаны не были, -объясняет мама юной актрисы Анна Судорженко. — Разве это педагогично, когда внутренние проблемы отражаются на детях? Причём за наши деньги!

Учредители не считают, что они обманывают детей. Они вообще не педагоги и образовательной деятельностью не занимаются, хотя слово «обучение» на сайте «Студии «Ералаш» повторяется постоянно. А вот в договоре с родителями этого слова нет, там услуга обозначена как «подготовка к проекту «Поколение.ру», то есть к съёмкам в роликах. Что такое «большой экран», на котором их обещали показать, — местное телевидение, Интернет или просто большой телевизор, из договора тоже неясно.

В договоре нет ни слова о том, что дети будут когда-то сниматься у Грачевского, — говорит Светлана Надиева, генеральный продюсер «Студии «Ералаш». — А сказать можно что угодно. Непонимание происходит из-за невнимательности родителей.

Кстати, такое «непонимание», если верить сообщениям в Интернете, случается регулярно во всех девяти городах, где работает «Студия «Ералаш». Учредители как-то не особенно стремятся его ликвидировать. Видимо, родительская невнимательность приносит неплохой доход.