Новосибирский государственный академический театр «Красный факел» в рамках IV Международного фестиваля «Академия» представил на омской сцене спектакль «Онегин». Поставлен он режиссером Тимофеем Кулябиным и заявлен для возрастной категории с пометкой «18 плюс».
ЧТО УТВЕРЖДАЕТ РЕЖИССЕР
Тимофей Кулябин, 30-летний российский театральный режиссер, с 2007 года работает в театре «Красный факел», ставил спектакли в Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге:
Театр — пространство для диалога, где для меня лично не существует авторитетов. Я не боюсь оскорбить ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Достоевского. Как режиссер имею право говорить, что я хочу и как я хочу. И ваше право -принимать это или нет. Театр должен вызывать у зрителя сложные противоречивые эмоции. Иногда неприятные, жесткие, даже болезненные. Роман «Евгений Онегин» -это очень честный и жесткий разговор гения Пушкина с самим собой. Мой сюжет — попытка услышать, что происходит с самим автором, как он меняется. Мне было интересно вытащить болезненные ощущения человека, который разочаровывается в мире. Спектакль тяжелый. У меня не было желания понравиться зрителю.
ЧТО МЫ ВИДИМ НА СЦЕНЕ
Пересказывать спектакль — дело неблагодарное, и обычно не приветствуется, но поскольку на фестивальный показ все желающие попасть не смогли, введем читателей в курс дела. Все действо сопровождает закадровый текст (читает Игорь Белозеров), где сочетаются строфы Пушкина и некий пересказ своими словами. Много сцен без слов. Много действия -танцы, энергичные полеты-прыжки по стенам каких-то хипстеров.
От романа — «энциклопедии русской жизни» — оставлена сюжетная канва: четыре главных действующих лица и их взаимоотношения. Спектакль начинается с имитации секса под белыми простынями (было бы удивительно, если б современный театр обошелся без этого!). Так начинается день Онегина (актер Павел Поляков). Далее облачение, завтрак, танцы. И так три раза — целых 20 минут. Когда зрителя «день сурка» достаточно утомляет, Онегин отправляется в деревню, что обозначено раскидыванием сена по сцене и убогим умывальником-водопроводом. Под оглушительные ритмы вылетает Ленский (Сергей Богомолов), декламирует стихи, окончания которых чиркает мелом как только долетает до серых стен. Ольга (Валерия Кручинина) является нам как кинозвезда под вспышками фотокамер. Татьяна (Дарья Емельянова), как и положено, значительно проигрывает сестре. То на подсобных работах занята, то курит вместе с Онегиным. В сцене с письмом текст звучит за кадром, а современная Татьяна, разрываясь, видимо, от страсти, мечется в горячке, как зверушка. Во втором действии в события вмешивается записной дуэлянт и сплетник Зарецкий (Георгий Болонев) — то ли рэппер, то ли хипстер, то ли наркоман.
Ближе к финалу неожиданно для зрителя демонстрируется видеоролик, который Татьяна находит в доме Онегина, уехавшего в столицу. В своем видеоблоге, лениво куря сигарету, герой дает негативные оценки: и Ленскому, и Ольге, и Татьяне достается сполна. В финале Татьяна предстает светской дамой, которая следует все тому же распорядку: костюм и танцы, без начала и конца.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Актерская игра — на хорошем уровне. Замысел режиссера до зрителя донесен. Было ли, как пишут в своих отзывах критики, «молодо, свежо, умно, жестко, весело, азартно»? Сегодня нередко в телеконкурсах звучит такой критерий -«побежали ли мурашки?». Хочу сказать: нет. Затянуто. Любопытно, но скучно.
ЧТО ГОВОРИТ ЗРИТЕЛЬ
К чести новосибирцев нужно отметить — они честны со зрителем. На сайте театра можно прочесть и различные оценки театральных критиков — от хвалебных до резко отрицательных — и посмотреть интереснейшее видео, где высказывают мнения зрители. Почему эти оценки интересны нам? В Омске проходит фестиваль — это скорее праздник, чем состязание, а гостей принято хвалить: «театр замечательный (а он и впрямь такой!) и «спектакль необыкновенно отличный».
Мнения зрителей не однозначны. Люди постарше и те, кто литературу читает, возмущены: «Онегин курит, а Ленский уже накурился — по стенам прыгает», «происходит в тюрьме или в психбольнице?», «это оскорбление Пушкина и нас, зрителей», «находите возможность ставить без пошлостей, ищите более совершенный язык». Другие не так категоричны: «Зрелищно, динамично, завораживающе, шоу — да было, но эмоций у, меня никаких», «может быть, кто-то ужаснется, какова сейчас жизнь, и захочет ее изменить».
Зато молодые говорили, что эта постановка о них и для них: «Молодежь живет именно так! Лайк и перепост в соцсетях гарантированы». Жаль, что роман многие из них не читали никогда.
А ЧТО СКАЗАЛ БЫ ПУШКИН?
В романе «Евгений Онегин» привлекает нас не сюжет, что лег в основу спектакля, или фраки-штиблеты, бальные платья и «преданья старины глубокой». Притягивает сладость пушкинского слова, его великолепный русский язык, его мысли, которыми он щедро делится с каждым из нас. Для чего осовременивать Пушкина? Он современен всегда и навеки. «Пушкин — величайший преобразователь лучших человеческих чувств», — так говорят о поэте. Оспорить это трудно, да и, наверное, ни к чему.
С одной стороны, творчество режиссера и коллектива получило весомую оценку: спектакль стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» сезона 2012/13 г. в номинациях «Специальный приз жюри драматического театра» и «Работа художника по свету» (Денис Солнцев). Но долго ли продержится в репертуаре спектакль, который, по словам коллектива, создавался два года, думается, это решит зритель.
Часть омского зрителя культурно покинула зал в антракте, не взирая на то, что за билеты заплатила немало (в партере — до 4 тысяч рублей, бельэтаж — 1700).
И все же — что. бы сказал Пушкин? Подумайте, читатели.