СПИВАКОВ НА УКРАИНУ НЕ ПОЕХАЛ. ЗАТО ПРИЕХАЛ В ОМСК

Третий фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...» открылся 1 июня в Концертном зале. Знаменитый дирижёр рассказал читателям «Вечёрки» о чёрном знамени Запада, о подробностях конкурса им. Янкелевича и о поддержке «нотной» идеи Шостаковича

Для омичей в эти дни, с 1 по 4 июня, вместе с Национальным филармоническим оркестром играют лучшие молодые музыканты: обладатель первой премии конкурса им. Янкелевича скрипач Артём ШИШКОВ, победивший в конкурсе Дениса Мацуева пианист Александр КУТУЗОВ и ученик Ростроповича виолончелист Сергей АНТОНОВ. Завершится фестиваль 4 июня концертом с участием вокалистов — приглашенных солистов Большого театра Василия ЛАДЮКА (баритон) и Николая ДИДЕНКО (бас).

Чёрная метка

Владимир Спиваков признался, что в Омске себя гостем уже не считает: так часто приезжает в наш город. Здесь маэстро и его приглашенных музыкантов всегда принимают с цветами и овациями. Чего нельзя сказать о сегодняшней Америке, обвиняющей Спивакова в поддержке политики Путина. Западные гастроли после украинских событий для дирижера и «Виртуозов Москвы» обернулись испытанием.

— Поездка эта была очень успешна с точки зрения творчества: оркестр великолепно играл, критики писали, что в мире нет камерного оркестра лучше «Виртуозов Москвы»… Но справиться с этими гастролями было нелегко, -рассказал Владимир Спиваков. — Перед каждым концертом — демонстрации. Я получал букеты с оборванными бутонами, розы с черными лентами. Неприятно, очень неприятно. Выходишь дирижировать — и пе-
ред твоим лицом опускается черное знамя с ужасными надписями. Ну что можно сделать? Сейчас весь мир такой. Он стоит на пороге всеобщего отрицания. Хорошо, что я оказался человеком закаленным. В конце 80-х уже было подобное: в меня тогда запустили paint-bomb трехкилограммовую банку с краской, которая взорвалась у меня на животе. Пришлось пережить тогда, и в этот раз тоже себя сдержал.

Бороться и искать

В свете этих событий отменились и пока не планируются украинские гастроли Спивакова и его музыкантов. А очередной омский конкурс им. Янкелевича, где маэстро — бессменный почетный президент, уже прописан в бюджете области. Как писала «Вечёрка» ранее, проходящее раз в два года состязание скрипачей решено сдвинуть еще на год и провести в 2016 году, дабы приурочить к 300-летию Омска. Первого июня Владимир СПИВАКОВ и губернатор Виктор НАЗАРОВ обсудили подробности предстоящего конкурса.

-Мы обговорили очередную покупку инструмента, который будет вручаться обладателю Гран-при, — поделился маэстро. — Я должен разыскать этот инструмент, средства на его приобретение будут выделены. Тот инструмент, который я нашел, уже продан: хорошие скрипки долго не лежат. Членов жюри я тоже постепенно подбираю, костяк останется тот же -Борис КУШНИР, Михаил КОПЕЛЬМАН очень хорошо себя зарекомендовали. Кстати, я играл несколько концертов в Германии с Сергеем ДОГАДИНЫМ (победитель прошлого конкурса им. Янкелевича. — Прим. авт.), в его биографии везде пишут, что он победил на конкурсе в Омске и играет на скрипке, которую выиграл. Знаете, это очень важная вещь — то, что молодой человек имеет возможность бороться за получение инструмента. Сегодня купить такой инструмент ему не под силу.

Всё начинается с ноты

Во время беседы Владимир Спиваков не раз возвращался к упоминанию молодых дарований, перечислял имена и фамилии детей, восхитивших его своим музыкальным талантом. Дирижер с мировым именем считает своим долгом помощь молодым людям в самореализации.

-Талант требует помощи всегда: алмаз тоже надо хорошо огранить, прежде чем он станет бриллиантом, — говорит маэстро. — Мне очень близка мысль Шостаковича о том, что в общеобразовательных школах дети должны изучать не только букву и цифру, но и ноту. Возьмите любого великого русского человека -так или иначе он связан с музыкой. Чехов? Его отец был регентом в таганрогском хоре, сам Антон Павлович пел очень сложную партию альта. Возьмите Тургенева: у него даже описание природы — это музыка. Без нее нельзя. Музыка очень важна в воспитании и образовании молодого поколения.